Содержание:
- Проверка контрагента с целью минимизации налоговых рисков
- Проверка и мониторинг контрагента – нужны ли?
- На что обратить внимание при проверке контрагента?
- Репутационные риски
- Административные риски
- Налоговые риски
- Анализ контрагентов
- Проверка контрагентов бесплатно и самостоятельно
- Проверка контрагента по ИНН
- Проверка поставщика
- Должная осмотрительность
- Памятка мероприятий для проведения должной осмотрительности
- Предотвращение рисков: комплаенс-оговорки
- Карта рисков — инструмент комплаенс-системы
- Как составляется карта рисков?
Проверка контрагента – это широко распространённый термин, который обозначает сбор и анализ информации о любом юридическом лице и/или индивидуальном предпринимателе.
Должная осмотрительность – это совокупность мероприятий по получению необходимой достоверной информации.
Коммерческая осмотрительность – это совокупность мероприятий по всестороннему исследованию деятельности своего будущего делового партнера, включающая в себя проверку деловой репутации, качество выполненных ранее работ по другим контрактам, исследование численности персонала, а также предоставление контрагентом в ответ на запрос подробную информацию о том, кто будет непосредственно производить работы.
Проверка контрагента с целью минимизации налоговых рисков
ФНС РФ разработала критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приложение № 2 к Приказу ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@). В частности, это:
- Отсутствие информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- Сайты проверки контрагентов;
- Регистрация по «адресу массовой регистрации»;
- Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей;Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет;
- Опережающий темп роста расходов организации над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- Выплата организацией среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
- Неоднократное приближение организации к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
- Построение финансово-хозяйственной деятельности организации на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цепи);
- Непредоставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
Проверка контрагента с целью минимизации налоговых рисков включает в себя:
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности контрагента по открытым источникам (бухгалтерская отчетность, показатели участия в различных тендерах и т.д.);
- Реальность ведения хозяйственной деятельности (отсутствие признаков ликвидации, банкротства, оценки и рекомендации тех, кто уже вел с этой компанией свою работу и т.п.);
- Оценка способности предполагаемого контрагента исполнять свои обязательства;
- Проверка наличия требования о взыскании кредиторской задолженности (Арбитражный суд, ФССП и др.);
- Оценка закредитованности контрагента;
- Наличие административных и уголовных дел в отношении стейкхолдеров контрагента.
Проверка и мониторинг контрагента – нужны ли?
Проверка контрагента позволяет получить оперативную информацию об экономическом субъекте, который рассматривается в качестве делового партнера. На основании выявленных сведений можно сделать выводы о перспективах сотрудничества. Мониторинг сведений о контрагентах позволяет предотвратить риски возникновение убытков по причине неблагоприятных изменений в отношении организации контрагента.
Проверка – это первоначальный сбор и анализ информации о юридическом лице и/или индивидуальном предпринимателе при заключении сделки.
Мониторинг – это система оповещения об изменениях деятельности контрагента (факторы, которые могут отразиться на вас. Например, признаки банкротства, уголовное дело, решение о ликвидации, смена руководителя/учредителя).
На что обратить внимание при проверке контрагента?
Настораживающих факторов при проверке контрагента очень много, все зависит от вида деятельности и критериев отбора. Основными риск-факторами могут являться:
- Массовый адрес регистрации юридического лица;
- Совмещение разных видов ОКВЭД;
- Непродолжительный срок работы контрагента;
- Совпадение учредителя и руководителя в одном лице;
- «Порочные» связи с ранее ликвидированными фирмами;
- Нахождение в «черном» списке Банка России;
- Отсутствие штата сотрудников и ресурсов для выполнения предполагаемого договора;
- Низкая налоговая нагрузка;
- Отрицательные финансовые показатели;
- Нарастание проверок госорганов и выявление нарушений;
- Недействительный паспорт учредителя или руководителя;
- Нахождение в стадии ликвидации;
- Множество неисполненных исполнительных производств;
- Факты блокировки счетов со стороны ИФНС.
Перечень выше не является исчерпывающим перечнем риск-факторов, которые могут повлиять на оценку возможности работы с контрагентом. У каждого показателя есть свой вес, и многие из них по отдельности не являются препятствием для сотрудничества. Но если факторов несколько, то стоит задуматься о том, является ли контрагент добросовестным.
Настройка бизнес-процесса по проверке контрагента позволяет подготовиться к изменениям «антиотмывочного» закона 115-ФЗ, который устанавливает ряд обязанностей для всех без исключения организаций. Неисполнение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов, с учетом положения закона 115-ФЗ приводит к штрафам:
- По ст. 15.27 КоАП РФ за несоблюдение требований 115-ФЗ (ст. 7, п. 1, подп. 1.1) грозит административная ответственность, а именно:
- штрафы должностного лица от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
- штрафы юридических лиц от 50 000 до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
Росфинмониторинг разработал проект редакции ст. 15.27.3 КоАП РФ «Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, приобретенным преступным путем» (штраф от 1 млн руб.), которая будет включена в КоАП РФ в ближайшем будущем.
В развитии подходов, предусмотренных Методическими рекомендациями Банка России от 21.07.2017 № 18-МР, по выявлению и пресечению кредитными организациями деятельности клиентов, совершающих сомнительные операции, 16.02.2018 Банк России издал методические рекомендации № 5-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
В этих Рекомендациях приведен перечень характерных направлений деятельности клиентов и отраслей экономики, в которых часто используются схемы расчетов, направленные на незаконную неуплату или возмещение НДС, и даны рекомендации по работе с клиентами, вызывающими подозрения в осуществлении ими незаконных действий, связанных с уплатой НДС.
Методические рекомендации № 5-МР разработаны Банком России во взаимодействии с ФНС России с учетом результатов надзорной деятельности Банка России, правоприменительной практики, контрольно-надзорной деятельности ФНС России и согласованы с Федеральной Налоговой Службой.
Репутационные риски
Такие риски предполагают потерю деловой репутации организации, к примеру, из-за публикации негативной информации о ней и ее контрагентах, ее деятельности, ее работников в СМИ и других источниках.
Репутационные риски могут быть:
- Глобальными, т.е. касающимися всей среды нашей жизни (например, тренд на правильное питание отрицательно скажется на деятельность ресторанов быстрого питания);
- Корпоративными (влияющими на конкретную фирму);
- Локальными (могут сказаться на определенном сотруднике или группе лиц в организации).
Сработавший риск у контрагента может повлиять на репутацию вашей компании.
Административные риски
- Возможны при непосредственном взаимодействии с государственными органами (при сотрудничестве или же вследствие осуществления ими контрольно-надзорных функций);
- На всех этапах важно оценить все риски и выстроить эффективную тактику взаимодействия с органами власти или же успешно разрешить уже имеющийся спор с государственным органом;
- У вас и ваших контрагентов система комплаенс сможет обеспечить управление административными рисками.
Налоговые риски
Неисполнение налоговых обязанностей контрагентом может послужить основанием для признания его «фирмой-однодневкой», в связи с чем налоговый орган может:
- Назначить проведение выездной налоговой проверки контрагента и его партнеров;
- Признать необоснованным включение затрат в состав расходов при расчете налога на прибыль;
- Доначислить налог на прибыль;
- Отказать в возмещении НДС / применении налогового вычета по НДС;
- Начислить пени за неуплату налогов;
- Привлечь к налоговой ответственности.
Статьей 54.1 НК РФ были введены условия, при которых налогоплательщик безо всяких опасений может снизить налоговую базу. Их всего три:
- При уменьшении базы не должно быть допущено каких-либо искажений фактов хозяйственной деятельности или объектов налогообложения. То есть для вычетов или расходов должны быть реальные основания;
- Сделка, которая повлекла снижение базы, не должна заключаться с целью уменьшения налога, его неуплаты или получения вычета. То есть операция должна быть экономически обоснованной;
- Условия договора должны выполняться тем лицом, с которым он был заключен. Значит, не должно быть ситуации, что по документам поставщиком является ООО «Ромашка», а товар по факту отгрузило ООО «Гвоздика».
Кроме того, в статье есть пункт 3, который немного защищает налогоплательщиков. В нем говорится о том, что следующие факторы не могут являться самостоятельными основаниями для отказа в расходах или вычетах:
- Первичные документы подписаны неуполномоченным или неустановленным лицом (фиктивным директором, какие часто бывают в однодневках);
- Контрагент ранее нарушал налоговое законодательство;
- Товар или услугу можно было купить по более выгодной цене у других поставщиков.
Анализ контрагентов
Чтобы проверить контрагента, нужно:
- Сделать запрос в регистрирующие органы о предоставлении копии уставных документов;
- Мониторить изменения в статусе контрагента (информацию, открытую для всех). Например, уточните, находится ли контрагент в базе судебных приставов, посмотрите базу арбитражных дел, отследите изменения сведений в ЕГРЮЛ;
- Проверить достоверность сведений из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц;
- Проверить, не является ли адрес контрагента массовым;
- Проверить, находится ли директор в реестре дисквалифицированных лиц;
- Уточнить тип бизнеса, который ведет контрагент, с целью расчета уровня оборачиваемости фирмы и уточнения количества сотрудников организации, т.е. какими силами эти обороты обеспечиваются;
- Проанализировать бухгалтерскую отчетность компании;
- Проверить полномочия представителя юридического лица (доверенность, паспорт);
- Посмотреть наличие и действительность специальных разрешений (лицензий) и/или допусков;
- Узнать, находится ли директор организации контрагента в реестре номинальных директоров (сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких юридических лиц);
- Проверить сведения в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и в реестре недобросовестных подрядных организаций;
- Запросить письмом у контрагента необходимые документы перед заключением договора (Устав, ОГРН, ИНН, налоговая декларация по НДС, по налогу на прибыль);
- Сформировать досье контрагента (обязательно и в письменном, и в электронном виде).
Проверка контрагентов бесплатно и самостоятельно
- Сайт ФНС – проверить контрагента можно по ИНН, ОГРН или названию – https://egrul.nalog.ru/index.html;
- Вестник государственной регистрации – сообщения о предстоящем исключении организаций из ЕГРЮЛ как недействующей – https://www.vestnik-gosreg.ru;
- Сайт Федеральной службы судебных приставов – проверка организации на наличие долгов и исполнительных производств по их взысканию – https://fssp.gov.ru/iss/ip;
- Картотека арбитражных дел – показывает судебные разбирательства, в которых участвует контрагент, какие обязательства не выполняет, с кем конфликтует – https://kad.arbitr.ru;
- Сайт ФНС – проверка адреса контрагента – https://pb.nalog.ru;
- Сайт ФНС – поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц – https://service.nalog.ru/disqualified.do;
- ФГИС «Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий»;
- ФГИС «Единый реестр проверок» – https://proverki.gov.ru (с учетом положений ст. 17-19 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ);
- Сайт ФНС – единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – https://rmsp.nalog.ru/index.html;
- Федеральная служба государственной статистики – предоставление данных бухгалтерской отчетности по запросам пользователей – https://www.gks.ru/accounting_report/;
- Центр раскрытия корпоративной информации – предоставление данных бухгалтерской отчетности по запросам пользователей – https://e-disclosure.ru/?attempt=1;
- Сайт МВД – список недействительных российских паспортов – http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000;
- Сайт Федеральной нотариальной палаты – проверить доверенность по реквизитам – https://www.reestr-dover.ru;
- Реестр лицензий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – проверить лицензию на продажу алкоголя – https://fsrar.gov.ru/licens/reestr;
- Реестр лицензий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – проверка лицензий на образовательную деятельность – http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/public_services/licensing/search_lic/;
- Сервис «Федресурс» – проверка строительных организаций: для строительства лицензии не нужны, а вот членство в СРО и допуски обязательны – https://fedresurs.ru;
- Сайт ФНС – посмотреть, не номинальный ли директор – https://pb.nalog.ru;
- Сайт закупок – список строительных организаций, которые не исполнили или не добросовестно исполнили свои обязательства – https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.
Проверка контрагента по ИНН
С помощью сервиса «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС можно проверить финансовое состояние потенциального контрагента, узнать о долгах компании и о налоговых нарушениях. Воспользоваться сервисом «Прозрачный бизнес» можно, чтобы узнать:
- Долги контрагента по налогам, пеням и штрафам;
- Налоговые правонарушения и ответственность за них, в том числе общий размер штрафов;
- Специальные налоговые режимы, которые применяет контрагент;
- Участие компании в консолидированной группе налогоплательщиков;
- Среднесписочную численность работников компании за предыдущий год;
- Доходы и расходы по бухгалтерской отчетности за предыдущий год;
- Сумму уплаченных за год налогов и сборов.
Кроме того, с помощью сервиса «Прозрачный бизнес» можно получить информацию из других реестров и сервисов ФНС:
- ЕГРЮЛ,
- Реестра дисквалифицированных лиц,
- Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства,
- Реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний,
- Реестра налогоплательщиков об иностранных организациях.
Также можно узнать о многократном участии физического лица в организациях, об адресах массовой регистрации. Чтобы получить информацию — введите ИНН, ОГРН, название компании или адрес; Ф.И.О. либо ИНН физического лица.
Проверка поставщика
Для проверки поставщика следует задействовать все доступные ресурсы. Рекомендуется запросить у контрагента все документы, касающиеся планируемой сделки, заказать необходимые справки и выписки в ФНС РФ, лично посетить офис, познакомиться с директором, посмотреть складские помещения поставщика.
Кроме того, рекомендуем произвести проверку поставщиков с помощью официальных интернет-сервисов контролирующих органов:
- egrul.nalog.ru (проверить поставщика на регистрацию по массовому адресу; установить руководителя организации и проверить его на дисквалификацию; узнать о наличии задолженности по налогам);
- kad.arbitr.ru (позволяет выявить наличие судебных исков, в которых поставщик выступает в качестве ответчика);
- fssprus.ru (позволяет проверить поставщика на наличие долгов, взыскиваемых судебными приставами);
- rnp.fas.gov.ru (позволяет проверить поставщика онлайн на наличие в реестре недобросовестных поставщиков – участников госзакупок);
- сервисы.гумв.мвд.рф (позволяет проверить паспорта ответственных лиц контрагента на действительность).
Должная осмотрительность
При заключении договора контрагенту необходимо отказать, если он:
- Не числится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП или имеет регистрационные нарушения;
- Является действующим, но в его первичных и уставных документах есть существенные ошибки;
- Зарегистрирован по массовому адресу или информация его местонахождении отсутствует;
- Не предоставляет документальное подтверждение полномочий должностных лиц, имеющих право подписи от имени контрагента;
- Не имеет подтверждающих документов о приобретении/производстве продуктов для дальнейшей их реализации, то есть в документах отображаются только финансовые потоки, а товарные отсутствуют;
- Не обеспечен производственными и/или торговыми площадями, собственной или арендуемой недвижимостью, оборудованием, транспортом или в штате не числятся сотрудники.
Должная осмотрительность – это совокупность мероприятий по получению необходимой достоверной информации. Термин «должная осмотрительность» стали применять после того, как его употребили в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Информация о контрагенте содержит факты о нем, позволяющие организации оценить степень, в которой контрагент подвергает ее целому ряду рисков. Эти риски включают в том числе и риск отмывания денег, финансирование терроризма (ПОД/ФТ).
Подход налогового органа к понятию «должной осмотрительности» постоянно развивается. До 2017 г. налоговый орган руководствовался положениями п. 12 Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (далее – Приказ ФНС).
Вместе с тем, подход налогового органа к понятию «должная осмотрительность» после 2017 г. изменился. Так, в 2017 г. в законодательстве появилась новая статья 54.1 НК РФ, которая регулирует вопросы необоснованной налоговой выгоды. Она вступила в силу 19.08.2017 г.
Федеральная налоговая служба при разъяснении этой статьи отметила три важных момента:
- Теперь понятие должной осмотрительности преобразовалось в понятие «коммерческая осмотрительность»;
- Формальные недочеты при проверке контрагента не важны;
- Главным критерием является реальность сделок.
Памятка мероприятий для проведения должной осмотрительности
- Разработать положение о договорной работе, где предусмотреть мероприятия по изучению контрагента и мониторингу его деятельности;
- Разработать регламент по соблюдению должной осмотрительности или коммерческой осмотрительности;
- Прописать в должностных инструкциях работников ответственность при непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента;
- Запросить письмом у контрагента необходимые документы перед заключением договора (Устав, ОГРН, ИНН, налоговая декларация по НДС, по налогу на прибыль и другие документы);
- Составить карточку налоговой безопасности.
Важную роль в проведении должной осмотрительности играет корпоративная культура: риск-ориентированный подход и рабочие регламенты обеспечивают ответственное отношение к ведению бизнеса.
Предотвращение рисков: комплаенс-оговорки
Комплаенс-оговорки – это установление заверений и гарантий сторон об отказе от нарушения законодательства, отказе от взяточничества, коммерческого подкупа, незаконных платежей, а также от совершения иных противоправных действий, которые могут привести к нарушению одной из сторон договора применимого закона.
Основные виды комплаенс-оговорок:
- Антикоррупционные;
- Антимонопольные;
- Налоговые;
- Санкционные;
- По должной осмотрительности;
- Экологические;
- NDA-оговорки (о неразглашении информации).
Наличие комплаенс-оговорок в соглашениях позволяет подчеркнуть, что бизнес придерживается принципа должной осмотрительности и создает порядочную деловую репутацию исполняющего свои обязательства партнера.
Карта рисков — инструмент комплаенс-системы
Это визуальный документ, наглядно систематизирующий выявленные при анализе бизнеса риски, отражающий уровень вероятности срабатывания каждого из них, оценку последствий и содержащий способы сокращений их влияния. Карта рисков может быть составлена по компании в целом, по конкретным бизнес-процессам или по определенным направлениям.
Важно выявлять риски на ранних стадиях, чтобы не дать им вырасти до критических или катастрофических. Разработать и внедрить рабочие механизмы по устранению и предотвращению возникновения в будущем.
Как составляется карта рисков?
Это графическое табличное отображение реестра рисков с указанием степени влияния и вероятности наступления каждого из них. Риски ранжируются по степени опасности: от низких до высоких и даже чрезвычайных.
- Выделение области деятельности / подразделения / проекта, в рамках которого выявляется максимальное количество потенциальных рисков, составляется реестр рисков с их описанием;
- Составляется карта рисков на основе качественной и/или количественной оценки рисков, на которой отображены риски по степени их значимости;
- На основе полученных данных составляются сценарии по управлению рисками, по предупреждению их наступления и рекомендации.