Часто задаваемые вопросы

Что такое антимонопольный комплаенс
Совокупность правовых и организационных мер, направленных на соответствие антимонопольному законодательству и устранение рисков, возникших в случае его нарушения. Может применяться не только относительно норм антимонопольного законодательства, но и применительно к сферам, где контроль осуществляется антимонопольным органом.
Для чего нужен антимонопольный комплаенс
Антимонопольный комплаенс необходим для своевременно выявления рисков в бизнес-процессах и формирования правовой среды в соответствии с антимонопольным законодательством. Предотвратить нарушение легче, чем нивелировать его негативные последствия. Если нарушение будет выявлено регулятором, то предприятию придется понести за это наказание. В противном случае компания сможет самостоятельно предотвратить возможное нарушение или на ранней стадии обнаружить его, и такая осмотрительность может снизить негативные последствия.
Что такое антикоррупционный комплаенс
Комплекс мер по обеспечению соответствия деятельности компании требованиям антикоррупционного законодательства, а также создание внутри организации механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.
Что такое комплаенс для госслужащих
Программа комплаенс-контроля, направленная на соблюдение антикоррупционного и антимонопольного законодательства, введенных запретов и ограничений для государственного служащего, следование кодекса этики госслужащего.
Что такое санкционный комплаенс
Система бизнес-процессов, направленная на выявление и локализацию потенциальных рисков, связанных с введенными санкционными ограничениями.
Что такое корпоративный комплаенс
Совокупность мер и норм корпоративного соответствия, регламентирующих поведение сотрудников в отношении соблюдения законодательных и этических норм.
Что такое банковский комплаенс
Комплекс мер и инструментов контроля, направленных на проверку клиентов в отношении соответствия закону по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), а также валютному регулированию и валютному контролю.
Что такое комплаенс-контроль в банке
Система управления комплаенс рисками, нацеленная на соблюдение законных интересов и прав клиентов, партнеров, собственников, личного персонала, а также проведения контроля всех участников банковского процесса с целью проверки соответствия российскому законодательству и отсутствия его нарушений.
Что такое комплаенс в психиатрии
Обеспечение соответствия оказываемого психиатрического лечения стандартам этики, требованиям к специалистам в данной сфере, недопущению применения запрещенных и неэтичных методов лечения.
Что такое комплаенс в медицине
Добровольное соблюдение пациентом предписанному ему режиму лечения и профилактических мер.
Что такое комплаенс оговорка в договоре
Комплаенс-оговорка – это установление заверений и гарантий сторон об отказе от нарушения законодательства, отказе от взяточничества, коммерческого подкупа, незаконных платежей, а также от совершения иных противоправных действий, которые могут привести к нарушению одной из сторон договора. Комплаенс-оговорка является признаком ответственного ведения бизнеса.
Что такое комплаенс на предприятии
Развитие комплаенс-функции в организации в несколько этапов. Первый этап – реагирующая – зарождение комплаенс-функции при отсутствии ответственного сотрудника. На втором этапе (образовывающаяся комплаенс-функция) компания имеет периметр рисков, функция распределена между подразделениями. Третий этап подразумевает сформированную комплаенс-функцию, когда выделен сотрудник, значительно расширен периметр рисков, включая имиджевые и долгосрочные. На завершающем этапе развитой комплаенс-функции сформировано подразделение комплаенса, рутинные комплаенс-процессы автоматизированы.
Что означает слово комплаенс
В переводе с английского означает «соблюдение соответствия». Применительно к бизнесу термин «комплаенс» – способность действовать в соответствии с регулятивным порядком, набором правил.
Что такое комплаенс простыми словами?
Это довольно распространенный вопрос. Мы собрали ответ на него в тексте и в видео.
Прочитать статью: https://compliance.su/blog/komplaens_prosto_o_slojnom-i298
Посмотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=NPXZcWJzPPI

Эксперты всегда на связи - https://compliance.su/contacts/
Что такое комплаенс в бизнесе
Комплаенс в бизнесе обеспечивает соответствие регуляторной среде, нормам корпоративной культуры и этики бизнеса; выявляет риски несоответствия деятельности организаций и сотрудников нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам; осуществляет меры по ликвидации рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.
Для чего нужен комплаенс
Внедрение комплаенс улучшает репутацию фирмы, поднимает ее ценность в глазах партнеров и инвесторов, повышает доверие клиентов, сотрудников. Компания может привлечь больше ресурсов, повысить долю на рынке, увеличить рентабельность. Следует отметить рост доверия со стороны надзорных учреждений. Выявляемые нарушения рассматриваются как частные, допущенные одним человеком, а не системные. Для компаний, внедривших систему контроля, предусматриваются послабления при наложении санкций.
Кто такой комплаенс-директор
Руководитель комплаенс-отдела, который отвечает за снижение комплаенс-рисков организации и следит за соответствием внутренних документов и норм организации законодательству, международным и государственным стандартам. Основной задачей комплаенс-директора является создание системы внутреннего контроля для предотвращения финансовых убытков и репутационных потерь из-за комплаенс-рисков — применение к организации санкций со стороны надзорных органов в результате выявленных фактов несоблюдения действующего законодательства, правил, инструкций, стандартов и кодексов.
Что такое отдел комплаенс
Подразделение в организации, основной деятельностью которого является отслеживание соблюдения компанией внешних правил и проведение внутреннего контроля. Зона ответственности отдела комплаенс охватывает пять областей: идентификация, предотвращение, мониторинг и обнаружение, разрешение и консультирование. Отдел выявляет риски, с которыми сталкивается организация, и советует, как их избежать или устранить, а также реализует средства контроля для защиты организации от этих рисков.
Что такое комплаенс-политика
Принципы и ценности, которые компания внедряет по одному или нескольким направлениям ведения бизнеса и внутри компании. Регламентируют правила взаимодействия с контрагентами, государственными регуляторами и другими структурами, способы разрешения конфликтных ситуаций, нормы ведения бизнеса, делового общения и даже дарения подарков.
Что такое комплаенс-система
Система, обеспечивающая выявление и ликвидацию рисков несоответствия деятельности организаций и граждан нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам; рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов; существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.
Что такое комплаенс-служба
Структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, её бизнес-процессами, операциями и действиями работников нормам законов и подзаконных актов, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.
Что такое комплаенс процедуры
Внутренняя система мер компании, которая заключается в проведении проверок нарушений законодательства и локальных-нормативных актов, финансово-экономической деятельности предприятия, а также соблюдения этических и деловых норм, отслеживания конфликта интересов. К комплаенс-процедурам относятся, например, проведение внутреннего аудита, процедур форензик и дью дилидженс, бухгалтерского и налогового учета, контроля рисков и сохранения репутации компании.
Что такое комплаенс-функции
Комплекс процессов и мероприятий, направленный на обеспечение выполнения определенных требований.
Кто такой комплаенс-менеджер
Специалист, который осуществляет контроль соответствия деятельности компании законодательным и локально-нормативным актам (урегулирование правовых вопросов, соблюдение персоналом внутренних требований и положений, корректное оформление политик и т.п.); предотвращает всесторонние риски и минимизирует их влияние на финансовый, репутационный и другие аспекты деловой жизни фирмы; создает превентивную защиту для организации и ее персон.
Что такое комплаенс-менеджмент
Собирательный термин, обозначающий все инструменты и процессы, которые компания внедряет для обеспечения соблюдения обязательных требований и принятых обязательств. Среди этих правил различают как внешние нормативные и правовые требования, так и внутренние политики и документы, регулирующие деятельности компании. Инструменты и процессы комплаенс-менеджмента направлены на выявление нарушений комплаенса, а также на защиту компании от этих нарушений, которые могут нанести значительный ущерб ее репутации и повлечь высокие финансовые штрафы.
Кто такой комплаенс-помощник
Помощник комплаенс-специалиста, обеспечивающий сбор и обработку сведений, необходимых комплаенс специалисту, изучение обновлений и изменений в законодательстве, подготовку подходящих под конкретную информацию нормативных документов, составление проектов документации в сфере комплаенс, их предоставление комплаенс-специалисту для корректировки и утверждения, прием и обработку сообщений от сотрудников о нарушениях и проблемных областях в сфере комплаенс в организации, предоставление отчетности руководству.
Кто такой комплаенс-ассистент
Специалист, предоставляющий консультации в сфере комплаенс, а также комплексные услуги по анализу деятельности на соответствие нормам действующего законодательства, проверке контрагентов на благонадежность, экспертизе сделок, подготовке документации, оценке комплаенс рисков.
Что такое проверка комплаенса
Комплексная проверка организации на соответствие деятельности организации установленным внутренним регламентам и политикам, действующему законодательству, добровольно принятым на себя обязательствам. Проверка комплаенса применяется для оценки эффективности функционирования системы комплаенс в организации, оценки направлений развития, выявлении проблемных аспектов.
Кому должен подчиняться и отчитываться о своей работе комплаенс специалист?
Комплаенс служба и комплаенс специалисты должны быть беспристрастны и самостоятельны, поэтому подчиняются напрямую собственнику, либо исполнительному директору, генеральному юрисконсульту.

Задать свои вопросы и проконсультироваться в сфере комплаенс Вы можете у наших экспертов - https://compliance.su/contacts/
Кто должен в компании отвечать за комплаенс? Кому лучше поручить это дело?
Как правило, в компании существует отдельная комплаенс-служба, куда входят специалисты в области комплаенс – так проще и эффективнее организовать работу по этому направлению. В случае, если таковой нет, комплаенс специалист принимается штатным сотрудником (либо привлекается через аутсорсинг, если стоит конкретная задача). Есть компании, которые приняли решение о том, чтобы текущий сотрудник (например, юрист или работник отдела безопасности) совместил свои трудовые функции и обязанности комплаенс специалиста. В таком случае он проходит специальное обучение.

Задать свои вопросы и проконсультироваться в сфере комплаенс Вы можете у наших экспертов - https://compliance.su/contacts/
Что грозит сотруднику за нарушение норм комплаенса
За нарушение норм комплаенса, установленных внутри организации, сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности на основании локальных нормативных актов организации, договорах между таким работником и работодателем.
Что такое комплаенс-риски
Угроза возникновения негативных последствий в виде убытков или другого наказания для бизнеса в случае нарушения законодательства, несоблюдения внутренних документов компании, стандартов, а также репутационных потерь из-за неэтичных поступков сотрудников. Возникает вследствие как намеренного, так и неумышленного действия или бездействия со стороны работников организации любой должности.
Что такое индикаторы комплаенс-рисков
Показатели, которые используются для прогнозирования и оценки вероятности наступления рисков. Разрабатываются для каждого типа рисков отдельно: коррупционных, финансовых, операционных и прочих. Для конкретного индикатора риска определяется пороговое значение, превышение которого сигнализирует о необходимости начать реагирование на возможные угрозы.
Что такое регуляторный комплаенс-риск
Внешние угрозы (экономические, репутационные, административные и др.), связанные с несоответствием деятельности организации установленным регулятором нормам и правилам (например, ФАС, ФНС, Роспотребнадзор). Изначально применялись в финансовом секторе (банки), однако такие риски могут возникнуть и в других сферах, поскольку они связаны с правовым регулированием.
Что является целью системы управления комплаенс-риском
Снижение критических и катастрофических рисков на 96% при взаимодействии компании с контрагентами, контрольно-надзорными органами, персоналом, а также формирование должной осмотрительности при ведении бизнес-процессов для устранения финансовых и репутационных потерь.
Какие рекомендации вы можете дать по выявлению рисков в компании?
Выявление рисков – процесс весьма индивидуальный для каждой компании, поскольку непосредственно связан с ее деятельностью.
Достаточно детально тема рисков и их выявления расписана в нашей статье на сайте - Основные комплаенс-риски и способы их минимизации
Что такое комплаенс-контроль
Процесс системного предварительного контроля, который проводят органы управления и сотрудники компании для осуществления надзора за соблюдением действующего законодательства, правил, стандартов как внешних, так и внутренних правил предприятия.
Что такое центр комплаенс
Структурное подразделение организации, в обязанности которого входит проведение периодического обучения сотрудников для повышения профессиональных навыков по комплаенс, улучшения корпоративного духа, соблюдения отраслевой этики, формирования ответственного поведения.
Как часто проходят очные программы обучения?
Регулярно, есть как очные, так и онлайн форматы обучения.
Более подробно у нас на сайте - Обучение Кроме этого, на регулярной основе выходят вебинары, где можно получить полезную информацию и в режиме реального времени задать свой вопрос.

В любое другое время, интересующие вопросы допустимо оставить в форме обратной связи по ссылке: https://compliance.su/contacts/



Задать вопрос