Меню
Оставить заявку

Коррупция: противодействие или победа без борьбы

  • 21.05.2021
Коррупция: противодействие или победа без борьбы

Содержание:

  1. Причины коррупции в России
  2. Борьба с коррупцией
  3. Предупреждение коррупции
  4. Конфликт интересов: истинные причины коррупции
  5. Карта рисков: как она может помочь?
  6. Выявление коррупции
  7. Реагирование на выявленный факт коррупции
  8. Инструменты комплаенса для борьбы с коррупцией

Если говорить простыми словами, коррупция — это противоправное использование своего служебного положения, полномочий для получения каких-либо выгод. Полное официальное определение этого термина закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Российское законодательство содержит более 3 344 нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы коррупции. В 2006 г. наша страна ратифицировала две основополагающие международные конвенции:

  • Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г.;
  • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. (Совета Европы и других государств, подписавших конвенцию).

Число преступлений коррупционной направленности в России в 1 квартале 2021 года выросло на 18,7% (с 10 000 до 11 900) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре этих преступлений около половины приходится на факты взяточничества.

Причины коррупции в России

  • Стремительный переход к рыночным отношениям на фоне глобальных процессов в мире;
  • Смена или изменение государственного устройства;
  • Низкая эффективность управления (несовершенство административной реформы);
  • Проблемы законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  • Состояние общественной морали, популяризация новых нравственных ценностей, культ личного преуспевания и обогащения;
  • Правовая неграмотность населения страны;
  • Неэффективность функционирования большинства институтов власти;
  • Кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  • Низкое материальное обеспечение и отсутствие гарантированного социального пакета.

На сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции. При этом ее причины остаются практически без внимания.

Борьба с коррупцией

Чтобы бороться с коррупцией, ее нужно опознать. Пункт 2 ст. 1 ФЗ-273 дает следующее понятие:

«Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  1. По предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  2. По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  3. По минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».

Статья 3 ФЗ-273 дает основные принципы противодействия коррупции в РФ:

  1. Признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека, гражданина;
  2. Законность;
  3. Публичность, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Предупреждение коррупции

Обязанность разработки и принятия мер по предупреждению коррупции распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Меры по предупреждению коррупции в организации могут включать:

  • Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • Сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • Принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • Недопущение составления недостоверной отчетности и использования поддельных документов.

Конфликт интересов: истинные причины коррупции

Выявление конфликта интересов является одной из ключевых антикоррупционных технологий, применяемых в целях противодействия коррупции как в системе государственного и муниципального управления, так и в сфере деятельности любых организаций.

Конфликт интересов диагностируется посредством выявления личной заинтересованности (прямой или косвенной) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), как это закреплено в ст. 10 ФЗ-273.

Также необходимо отметить несколько основополагающих принципов:

  • Выявление конфликта интересов как антикоррупционная технология может и должно применяться не только в рамках государственной и муниципальной службы;
  • Круг заинтересованных лиц включает помимо лица, определенного ст. 10 ФЗ-273, лиц, состоящих с ним в близком родстве, граждан и организаций, с которыми это лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
  • Для определения конфликта интересов используется не только юридическая аффилированность, но фактическая — скрытая аффилированность.

Карта рисков: как она может помочь?

Министерством труда и социальной защиты РФ, исходя из наилучших мировых практик предотвращения коррупции в частноправовой сфере, изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (от 08.11.2013 г.). Эти Рекомендации служат обеспечению применения нормы ст. 13.3 ФЗ-273, которая обязывает организации принимать меры по предупреждению коррупции.

Рекомендуемый Минтрудом РФ порядок проведения оценки коррупционных рисков включает несколько этапов, в том числе подготовку карты коррупционных рисков организации — сводного описания критических точек и возможных коррупционных правонарушений. В карте рисков в разделе мер по снижению рисков должны быть мероприятия, направленные на истинные причины коррупции. Поскольку речь идет о правонарушениях, то правовое сопровождение потребуется и на данном направлении борьбы с коррупцией.

Опыт утверждения карты коррупционных рисков активно используется на государственном уровне, в том числе для регулирования контрольно-надзорной деятельности Федеральной налоговой службы, для которой такая карта утверждена соответствующим Приказом от 25.10.2017 г. № ММВ-7-4/821@.

Выявление коррупции

К сожалению, не существует единого мнения относительно наиболее эффективных способов выявления коррупции. Оно происходит по определенным каналам информации:

  1. В связи с выявлением признаков преступления коммерческого подкупа и взяточничества:
    • Из обращения гражданина, с которого требуют взятку, на горячую линию комплаенс или в правоохранительный орган (о посреднике или вымогателе взятки);
    • Должностное лицо уведомляет представителя нанимателя и правоохранительные органы об обращении к нему взяткодателя, посредника;
    • Информация получена инициативно проверяющими в ходе проверки по другим обстоятельствам;
    • Информация, указывающая на факты совершаемого или совершенного коммерческого подкупа или взяточничества, получена анонимно (по телефону доверия, почте, через сайт в интернете и т.п.) или через СМИ, из обращений и жалоб граждан и организаций, например, по результатам закупочных процедур.
  2. В связи с выявлением иных преступлений (например, злоупотребление полномочиями, хищение, отмывание денег и др.) формируется в рамках служебного или иного расследования (например, форензик):
    • О профессиональных преступлениях в какой-либо сфере деятельности (государственные и муниципальные закупки, налоги, строительство, здравоохранение, образование, банкротство и т.п.);
    • Крупных хищениях и отмывании денег, незаконного транзита и обналичивания денег, которые, как правило, не могут быть реализованы без коррупционной составляющей;
    • Организованной преступной деятельности, которая тесно связана с коррупцией.

Основным источником информации о совершении коррупционных преступлений в негосударственном секторе экономики являются сообщения от негласных сотрудников (98,7% опрошенных респондентов–оперативных сотрудников).

Реагирование на выявленный факт коррупции

В России по различным данным от 68 до 82% всех обвинительных приговоров по делам о взяточничестве (ст. 290 — 291.2 УК РФ) и коммерческом подкупе (ст. 204 — 204.2 УК РФ) основаны на доказательствах вины, полученных в результате проведения тактической операции, которую принято называть «Задержание с поличным» на основе оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент».

Реагировать на выявленный факт коррупции следует классическим образом:

  1. Формировать обоснование и передавать собранные доказательства вместе с заявлением в правоохранительные органы. Они уже будут расследовать факт коррупции на наличие признаков состава преступления или правонарушения;
  2. Сделать выводы и исправить бизнес-процессы, убрать из них коррупционные риски;
  3. Проводить регулярное обучение сотрудников, обучая их соответствующему поведению, не имеющему признаков коррупционности.

Инструменты комплаенса для борьбы с коррупцией

Предотвратить коррупционные преступления проще и дешевле, чем реагировать на ситуацию, когда компания уже стала жертвой таких преступлений или оказалась вовлечена в расследование в связи с противоправными деяниями своих сотрудников или партнеров.

В настоящее время освоение бизнесом инструментов противодействия коррупции идет достаточно активно. В крупных коммерческих организациях формируются специальные подразделения, ответственные за антикоррупционный комплаенс.




Получить консультацию