Антикоррупционный комплаенс дает возможность каскадировать ответственность за неправомерные действия от ключевых персон бизнеса до уровня исполнителя или конкретных ответственных лиц в компании. Защита бизнеса с антикоррупционным комплаенсом исключает уголовные и административные риски для ключевых персон.
Статистика коррупционных правонарушений
За 2020 год Следственный комитет РФ возбудил 15 217 уголовных дел по коррупционным преступлениям. Это на 4% больше, чем в прошлом году. При этом размер причиненного материального ущерба от преступлений коррупционной направленности оценили в 58,4 млрд руб., что составляет 11,4% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (ИВК) (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 год. ИВК — это составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он выходит ежегодно с 1995 г. и формируется на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру.
В этот раз Россия набрала 30 баллов из 100 (очень высокий уровень коррупции) и заняла 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави, Мали. РФ постоянно находится в аутсайдерах по Индексу, что является показателем отсутствия системного противодействия коррупции.
Законодательная база в сфере антикоррупционного законодательства
Она состоит из законов, подзаконных актов РФ, а также законов иностранных государств экстерриториального действия. Общая обязанность российских компаний разрабатывать и внедрять меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Ответственность за коррупционные нарушения регулируется:
Уголовным кодексом РФ;
Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;
ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Существуют Методические рекомендации Минтруда РФ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г. Их задача — формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных характеристик.
Среди иностранных законов с экстерриториальным действием можно выделить:
Закон США о коррупции за рубежом 1977 г. (Foreign Corrupt Practices Act — FCPA);
Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (Bribery Act 2010).
Кому нужна антикоррупционная комплаенс-система?
Бороться с коррупцией необходимо любой компании независимо от сферы ее деятельности, размера бизнеса и локации. Но есть организации, для которых антикоррупционный комплаенс особенно важен:
Работающие с тендерами и заключающие коммерческие сделки;
Активно развивающие продажи в государственные компании;
Получающие разрешительную документацию от государственных органов;
С высоким объемом закупок и большим количеством поставщиков.
Также наличие антикоррупционного комплаенса важно для организаций, стремящихся выйти на зарубежные рынки или торговаться на биржах. Один из ярких примеров — МТС. Компания успешно внедрила комплаенс-программу, нормы которой прописаны во всех ее документах. Такое внедрение не только помогло выйти на международный уровень, но также попасть на Нью-Йоркскую фондовую биржу еще в начале 2000-х, где невозможно оказаться, пока регулирование не соответствует местному антикоррупционному законодательству (FCPA).
Преимущества
Ключевые персоны компании будут в безопасности от рисков, связанных с коррупцией или коммерческим подкупом;
В компании будет настроена система превентивного управления антикоррупционными комплаенс-рисками;
Снизятся риски при участии в торгах, заключении сделок, взаимодействии с государственными органами;
Снизятся риски при активных закупках и привлечении подрядчиков.
Малому, среднему и крупному бизнесу необходимо организовать антикоррупционную комплаенс-систему, так как собственники, генеральные директора и главные бухгалтеры несут ответственность за действия всех сотрудников компании. В большинстве случаев ответственность ключевых лиц неограниченна и распространяется на несанкционированные действия персонала.
Если сотрудники компании принимают некорректные решения на местах относительно дачи или приема взятки — за них отвечают ключевые персоны. Антикоррупционный комплаенс позволяет распределить ответственность в отношении коррупционной составляющей и коммерческого подкупа, тем самым, защитив первых лиц бизнеса.
Отзывы клиентов
К комплаенсу у меня личный интерес, поскольку я вижу, что сейчас от контрольно-надзорных органов и государства идет некая политика как по проверке компаний, так и по установлению определенных правил взаимодействия на рынке бизнеса. Поэтому считаю, что необходимо уже даже на малых предприятиях вводить некую систему комплаенс. Смотря на опыт своих компаний, понимаю, что нужно было делать это раньше – возможно какие-то внедренные системы позволили бы избежать многих ошибок.
Людмила Шипулина
К повышению уровня знаний в комплаенс меня подтолкнула наша головная организация, которая располагается в Европе, а там комплаенс очень развит. В связи с чем они хотели бы видеть развитый комплаенс и в нашей организации.
Я собираюсь сразу начать имплементировать полученные знания на практике, несмотря на то, что внедрение этих знаний потребует достаточно много времени.
Да, я считаю, что знания в качестве просто отличные. Полученные уровень знаний позволил достаточно быстро справиться с тестом, тем не менее один из вопросов про специализированные виды мошенничества в сфере экономики показался мне сложным.
Безусловно, на базе пройденного курса я буду проводить обучение в нашей компании.
Негрова Татьяна
Комплаенс открыл для меня комплекс глобальных мер, которые способны предостеречь от возникновения проблем в бизнесе. Я эти знания оцениваю очень высоко, потому что я сталкивался со всем проблемами, которые мы проговаривали в курсе. Теперь я знаю, какими знаниями и практиками я обладаю, они помогут мне в будущем этого избежать.
Уже по ходу занятий я начал внедрять их, делиться с коллегами, делать какие-то корректировки, другими словами знания работают не завтра, а уже сегодня. Конечно, я буду передавать эти знания дальше, потому что моя задача сделать так, чтобы все коллеги применяли это, пользовались, а я буду наблюдать и дальше распространять это в компании.
Комплаенс - это глобальные меры по отношению к предприятию, по отношению к жизни, и нужно видеть всю ситуацию целиком и подходить к решению проблемы целиком. Другими словами, комплаенс это способ избежать будущие проблемы.
Конечно, это огромный плюс. Это шаг для нашего предприятия, приличный шаг для меня. Я вырос!
Никитин Андрей
С Национальной Ассоциацией Комплаенс я познакомилась случайно.
В период жесточайшего кризиса предприятия искали пути выхода. Так, в интернете посмотрела вебинар о снижении рисков по привлечению внимания со стороны 40 КНО, который проводил Балакин Владимир Валерьевич - президент Национальной Ассоциации Комплаенс. На протяжении всего вебинара не могла оторваться ни на секунду. Информация была настолько актуальна, что сразу решила обучиться на курсах повышения квалификации по направлению –«Менеджер в сфере комплаенс».
Обучение проходило в течение нескольких дней, можно было обучаться очно, но у меня не получилось приехать, поэтому обучалась удаленно, так сказать без отрыва от производства, держа руку на пульсе тяжело заболевшего предприятия. По окончании сдала итоговые тесты, пообщались по скайпу лично с Владимиром Валерьевичем Балакиным. С этого момента у нас началось сотрудничество с Национальной Ассоциацией.
Надо отметить, что по окончании обучения специалисты ассоциации продолжали помогать решать текущие проблемы предприятия, если у нас была в этом необходимость. Это была квалифицированная юридическая поддержка, которая придала уверенности при реализации антикризисных решений.
Сейчас мы находимся в стадии переговоров по заключению договора проведения аудита с целью последующего внедрения системы Комплаенс на нашем предприятии. Сотрудничество с Ассоциацией придает ощущение полной безопасности для осуществления экономической деятельности, также дает возможность внедрять самые сложные и амбициозные проекты.
Оксана Анатольевна
Здравствуйте!
Прежде всего я благодарю Национальную Ассоциацию Комплаенс за возможность принять участие в Первом Международном Конгрессе по комплаенс. Было интересно услышать мнение зарубежных экспертов в области комплаенс. Особенно важной для меня была дискуссия по построению в корпорациях функции комплаенс и внедрения комплаенс-программы.
Радостно было отметить наличие схожих взглядов на решение различных задач.
Хочу отметить практическую пользу и возможность использовать в моей деятельности полученной информации, в частности, повышение эффективности комплаенс-программы в моей компании. Было интересно услышать как работают над этой задачей коллеги за рубежом.
Благодарю всех!
Савельевa Еленa Борисовнa
От обучения у меня остались только положительные эмоции. Потому что все эти разрозненные крупицы знаний и практического опыта, которые хаотично роились в голове, теперь упорядочены. Я с удивлением узнал, что есть огромная база, некая теоретическая подоснова, и что все это уже разработано. Ведь многие ищут этих решений и не могут их сформулировать. Ни они не могут сформулировать, ни специалисты, к которым они обращаются. А тем временем, есть готовая система, и чем раньше мы начнем по этой системе выстраивать бизнес, тем проще нам будет интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Комплаенс – это огромный раздел, который необходимо изучать и внедрять, если мы хотим жить в цивилизованной стране.
Станислав Алехин
Меня зовут Соколовская Оксана, я методолог в банке Зенит.
С огромным удовольствием от руководителя узнала, что есть возможность пройти обучение и согласилась! Курс сильно превзошёл мои ожидания, в первую очередь благодаря организаторам и преподавателям, потому что это энергетика!
Всегда чувствуется когда опытные преподаватели практики могут поделиться тем, чего ты не прочтёшь в учебнике или в нормативном акте. Они тебе рассказывают как устроена жизнь, и, возвращаясь на рабочее место ты возвращаешься в реальную жизнь, а не в учебники.
Это неоспоримая ценность курса, с душой, из практики и очень-очень интересно!
Спасибо огромное!
Полный видео-отзыв вы можете посмотреть на нашем канале в YouTube по этой ссылке.
Соколовская Оксана
Получить консультацию по услуге
Только для подписчиков!Получайте приглашение на мероприятия, экспертные комментарии на изменение законодательства, разбор сложных кейсов и в тематике комплаенс.