Комплаенс-офицер – это сотрудник компании, который отвечает за соблюдение фирмой внешних нормативных и правовых требований, а также внутренних политик и уставов. Соответственно, отдел комплаенса следит за тем, чтобы бизнес соответствовал внешним правилам и мерам внутреннего контроля.
В секторе финансовых услуг отделы комплаенса работают для достижения основных целей регулирования, чтобы защитить инвесторов и обеспечить этичность, эффективность и прозрачность рынков. Также комплаенс-специалисты стремятся снизить системный риск и сократить количество финансовых преступлений.
Эти цели призваны поддержать доверие потребителей к финансовой системе. Организации, предоставляющие финансовые и кредитные услуги, также подчиняются нормативным бизнес-правилам, которые контролируют рекламу, общение с клиентами, конфликты интересов, клиентские активы и деньги, а также нарушения правил и возникновение ошибок.
Финансовый кризис 2008 года привел к усилению регулирования со стороны контрольно-надзорных органов, в результате чего отделы комплаенса перешли от консультативной роли к активному управлению рисками. Эта более сильная культура риска включает своевременный обмен информацией, быструю эскалацию возникающих рисков, а также готовность бросить вызов существующей практике. Эффективное выполнение этих расширенных обязанностей требует более глубокого понимания бизнеса и деловой практики. Кроме того, изменилась структура отдела нормативно-правового соответствия, объединившего охват бизнес-подразделений с более широким общим опытом в рамках всей организации.
Особенности комплаенс-подразделения
У отдела комплаенса обычно есть 5 областей ответственности в зоне рисков:
- Идентификация,
- Предотвращение,
- Мониторинг и обнаружение,
- Разрешение,
- Консультирование.
Комплаенс-подразделение выявляет риски, с которыми сталкивается организация, и советует, как их избежать или устранить. Оно реализует средства контроля для защиты организации от этих рисков. Комплаенс отслеживает и сообщает об эффективности средств контроля в управлении рисками организации. Департамент также решает вопросы соответствия по мере их возникновения и консультирует бизнес по правилам и средствам контроля.
Комплаенс-офицеры обязаны работать с руководством и персоналом над выявлением регуляторных рисков и управлением ими. Их цель состоит в том, чтобы гарантировать, что организация имеет внутренний контроль, который адекватно измеряет и управляет рисками, с которыми она сталкивается. Комплаенс-офицеры предоставляют внутренние услуги, которые эффективно поддерживают бизнес-подразделения в их обязанностях по соблюдению соответствующих законов и правил, а также внутренних процедур. Комплаенс-офицер обычно является главным юрисконсультом компании, но не всегда.
Отраслевые регуляторы санкционируют и контролируют соблюдение правил путем проведения расследований, сбора и обмена информацией, а также наложения соответствующих штрафов. Факторы, используемые для определения риска внутри организации, включают характер, разнообразие, сложность, масштаб, объем и размер ее бизнеса и операций.
Требования к отделу комплаенс
Специалист по комплаенс должен хорошо знать компанию и понимать, где могут произойти возможные нарушения нормативных требований. Крайне важно, чтобы он эффективно информировал персонал об основных этических принципах компании и существующих нормативно-правовых актах.
В случае нарушения нормативных требований ответственному важно принять полагающиеся дисциплинарные меры во избежание повторения подобных нарушений в будущем. Обязанностью сотрудника по обеспечению соответствия является обеспечение постоянного мониторинга и обзора процедур соблюдения, чтобы помочь определить возможные области, в которых можно было бы сделать улучшения.
Ожидается, что сотрудники отдела нормативно-правового соответствия предоставят объективное представление о политике компании. Влияние других сотрудников, в том числе руководства и руководителей, направленных на игнорирование нарушений, может привести к значительным штрафам или санкциям, которые могут привести к финансовым потерям или даже к закрытию бизнеса.
Если у компании есть офисы за границей, она должна перевести свои материалы, связанные с соблюдением нормативных требований, на соответствующий язык. Она также должна получить информацию от зарубежных офисов об эффективности учебных материалов компании.