Когда речь идет о внедрении комплаенс-системы в деятельность любой компании, в первую очередь подразумевается защита бизнеса от возможных санкций в случае обвинения его в ненадлежащем поведении.
В такой ситуации кроме репутационных потерь организацию ждут административные штрафы, достигающие нескольких сотен миллионов рублей, что может привести юридическое лицо к банкротству. К тому же, существует вероятность распространения уголовной ответственности на должностных лиц, среди которых легко могут оказаться и персоны уровня высшего менеджмента.
Точно оценить вклад комплаенса в работу бизнеса в финансовом эквиваленте достаточно сложно: для этого не существует четких формул и алгоритмов. Но отрицать то, что комплаенс существенно минимизирует потери и денежные, и репутационные нельзя. Есть сотни кейсов, подтверждающих его эффективность и дающих понять: экономить на комплаенсе точно нельзя.
Основные области комплаенса
Сейчас комплаенс — не модный тренд, а жизненная необходимость. Его системная деятельность направлена на соблюдение:
Требований законодательства: антимонопольного, антикоррупционного, налогового, экологического, страхового, санкционного, трудового, таможенного, банковского, о защите персональных данных, о рынке ценных бумаг и др.;
- Стандартов саморегулируемых организаций, норм корпоративного права;
- Правил обеспечения безопасности, технических стандартов, норм;Требований о защите прав потребителей, персонала;
- Принципов противодействия коррупции, мошенничеству среди персонала и т.д.
- Нарушения в области регуляторных стандартов;
- Нарушения вследствие служебных злоупотреблений, коррупции;
- Рейдерские захваты, хищения и другие противоправные действия извне;
- Нарушения при финансовых операциях;
- Нарушения вследствие непрофессионализма, некомпетентности сотрудников;
- Угроза бизнес-репутации, финансовой состоятельности.
Эффективные методы реализации комплаенс
Комплаенс — это системное понятие, состоящее из нескольких обязательных элементов:
- Нормативной базы (кодекс делового поведения, регулирующие политики и т.д.);
- Регулярного обучения персонала;
- Механизмов, минимизирующих непрозрачность принятия решений;
- Оценки деловой репутации и благонадежности контрагентов, партнеров, кандидатов на открытые вакансии;
- Системы получения сообщений от сотрудников о планирующихся или фактических нарушениях через «горячую линию» комплаенс;
- Исключения любой возможности коммерческого подкупа;
- Предупреждения конфликта интересов и др.
И, конечно же, топ-менеджмент организации должен задавать «тон сверху», показывая своим примером соответствие всем основополагающим принципам и правилам комплаенса. Только таким способом формируется атмосфера прозрачности и этичности в корпоративной жизни.