К чему приводит экономия на комплаенсе?

  • 17.06.2021
К чему приводит экономия на комплаенсе?

Когда речь идет о внедрении комплаенс-системы в деятельность любой компании, в первую очередь подразумевается защита бизнеса от возможных санкций в случае обвинения его в ненадлежащем поведении.

В такой ситуации кроме репутационных потерь организацию ждут административные штрафы, достигающие нескольких сотен миллионов рублей, что может привести юридическое лицо к банкротству. К тому же, существует вероятность распространения уголовной ответственности на должностных лиц, среди которых легко могут оказаться и персоны уровня высшего менеджмента.

Точно оценить вклад комплаенса в работу бизнеса в финансовом эквиваленте достаточно сложно: для этого не существует четких формул и алгоритмов. Но отрицать то, что комплаенс существенно минимизирует потери и денежные, и репутационные нельзя. Есть сотни кейсов, подтверждающих его эффективность и дающих понять: экономить на комплаенсе точно нельзя.

Основные области комплаенса

Сейчас комплаенс — не модный тренд, а жизненная необходимость. Его системная деятельность направлена на соблюдение:

Требований законодательства: антимонопольного, антикоррупционного, налогового, экологического, страхового, санкционного, трудового, таможенного, банковского, о защите персональных данных, о рынке ценных бумаг и др.;

  • Стандартов саморегулируемых организаций, норм корпоративного права;
  • Правил обеспечения безопасности, технических стандартов, норм;Требований о защите прав потребителей, персонала;
  • Принципов противодействия коррупции, мошенничеству среди персонала и т.д.
Если компания не контролирует эти сферы, появляется вероятность наступления следующих негативных факторов:

  1. Нарушения в области регуляторных стандартов;
  2. Нарушения вследствие служебных злоупотреблений, коррупции;
  3. Рейдерские захваты, хищения и другие противоправные действия извне;
  4. Нарушения при финансовых операциях;
  5. Нарушения вследствие непрофессионализма, некомпетентности сотрудников;
  6. Угроза бизнес-репутации, финансовой состоятельности.
СтатьяК-чему-приводит-экономия-на-комплаенсе

Эффективные методы реализации комплаенс

Комплаенс — это системное понятие, состоящее из нескольких обязательных элементов:

  • Нормативной базы (кодекс делового поведения, регулирующие политики и т.д.);
  • Регулярного обучения персонала;
  • Механизмов, минимизирующих непрозрачность принятия решений;
  • Оценки деловой репутации и благонадежности контрагентов, партнеров, кандидатов на открытые вакансии;
  • Системы получения сообщений от сотрудников о планирующихся или фактических нарушениях через «горячую линию» комплаенс;
  • Исключения любой возможности коммерческого подкупа;
  • Предупреждения конфликта интересов и др.

И, конечно же, топ-менеджмент организации должен задавать «тон сверху», показывая своим примером соответствие всем основополагающим принципам и правилам комплаенса. Только таким способом формируется атмосфера прозрачности и этичности в корпоративной жизни.




Получить консультацию