Оставить заявку

Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс — одна из самых распространенных форм комплаенса в России. Он регламентируется ст. 9.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Для коммерческих компаний в отличие от государственных антимонопольный комплаенс пока что является добровольным мероприятием. Но бизнес все больше приходит к осознанию того, что внедрение антимонопольного комплаенса — лучший способ снизить число антиконкурентных действий сотрудников и, следовательно, санкций со стороны ФАС.

История становления

Изначально система антимонопольного комплаенса появилась в начале XX века в США и называлась антитрестовым законодательством. Триггером для развития конкурентного законодательства в 1960–1980 гг. был выход американских транснациональных компаний на иностранные рынки, а также различные коррупционные скандалы и разорение гигантов бизнеса.

Также в Америке в 2019 году произошли важные правовые изменения касательно антимонопольного комплаенса. Министерство юстиции США признало, что антимонопольный комплаенс должен учитываться в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении наказания.

В России антимонопольный комплаенс начал закрепляться в крупнейших корпорациях с 2013 г. как одна из эффективных практик правового сопровождения. В числе компаний, внедривших антимонопольный комплаенс, — Автодор, МТС, Пивоваренная компания «Балтика», Дикси и др.

Основные положения об антимонопольном комплаенсе в нашей стране официально закрепились только в 2020 году. Этому способствовало вступление в силу Федерального закона от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». В его терминологии антимонопольный комплаенс именуется «системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Кому нужна система антимонопольного комплаенса?

Антимонопольный комплаенс востребован для государственных компаний, малого, среднего, крупного бизнеса, являющихся организаторами или участниками тендеров по федеральным законам №№ 44-ФЗ, 223-ФЗ.

Участникам тендеров антимонопольный комплаенс позволяет:

  1. Выиграть торги, защитить победу;
  2. Сэкономить непредвиденные расходы;
  3. Гарантировать законность исполнения контракта;
  4. Управлять рисками и санкциями со стороны государственного заказчика;
  5. Снизить риски и санкции со стороны контрольно-надзорных органов в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Для тех, кто проводит тендеры, внедрение антимонопольного комплаенса дает возможность:

  1. Сформировать критерии поставщика и параметры продукта;
  2. Получить целевой результат по контракту;
  3. Избежать работы с недобросовестными контрагентами;
  4. Исключить токсичность от действий или бездействий поставщика для лиц, принимающих решения;
  5. Обеспечить защиту деловой репутации организации и персон.

Контрольно-надзорные органы отслеживают все взаимодействия поставщиков и покупателей вплоть до 9 контрагента и далее. Любое подозрение о недобросовестных действиях участника цепочки вызывает повышение внимания у регулятора по отношению ко всем участникам поставки.

Преимущества антимонопольного комплаенса

  • Предупреждение действий персонала, который может нарушить антимонопольное законодательство, в том числе по незнанию;
  • Развитие внутрикорпоративной этики, принятие сотрудниками ценностей компании и, как следствие, большей лояльности к фирме;
  • Снижение вероятности применения санкций со стороны контрольно-надзорных органов в этой сфере;
  • Снижение рисков проведения плановых и внеплановых проверок ФАС в организации;
  • В случае проведения проверки ФАС или рассмотрения жалобы, поданной в отношении компании, антимонопольный комплаенс будет служить смягчающим обстоятельством и поможет избежать или минимизировать негативные последствия;
  • Повышение инвестиционной привлекательности и репутации бизнеса.

Этапы внедрения

По мнению ФАС, основные этапы внедрения антимонопольного комплаенса выглядят следующим образом:

  1. Принятие правового акта о внедрении антимонопольного комплаенса;
  2. Выявление и исключение обстоятельств, поддающихся оценке, которые оказывают влияние на наступление противоправных действий в области антимонопольного законодательства (комплаенс-риски);
  3. Оценка эффективности предпринимаемых мер;
  4. Озвучивание доклада об антимонопольном комплаенсе.

Для антимонопольного комплаенса характерны общие правила комплаенса: предотвратить нарушение легче и дешевле, чем устранять проблемы от его негативных последствий. Если правовое нарушение выявит регулятор, то компания будет вынуждена заплатить за это санкциями, судебными издержками и потерей репутации.

Если же организация сама предотвратит возможное нарушение или выявит его на ранней стадии и нейтрализует, это поможет снизить ущерб от негативных последствий такого проступка. Но для этого необходимо разработать и внедрить такую эффективную комплаенс-систему, которая способна превентивно выявлять риски, анализировать бизнес-процессы и иногда противоречивые правовые нормы.

Последствия отсутствия антимонопольного комплаенса

Яркий пример антимонопольного нарушения — ПАО «Нижнекамскнефтехим». Это одна из крупнейших нефтехимических компаний Европы, занимающая лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в РФ.

ФАС оштрафовала предприятие на 1,5 млрд руб. за нарушения закона о защите конкуренции на рынке синтетических каучуков. Информация об этом была раскрыта в квартальной отчетности предприятия.

Как пояснили в пресс-службе ФАС РФ, «Нижнекамскнефтехим» летом 2019 г. был признан нарушившим сразу несколько пунктов закона о защите конкуренции: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованное установление различных цен на один и тот же товар, а также создание дискриминационных условий.

«За установленное решением нарушение НКНХ привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КОАП РФ с назначением штрафа в размере 1 518 090 096,21 руб.» — сообщила пресс-служба ФАС.

После внедрения антимонопольного комплаенсав соответствии со стандартами должной осмотрительности и с методологией Комплексной Системы Комплаенс риски при участии в тендерах и аукционах снижаются на 92%. Методология «Национальной Ассоциации Комплаенс» позволяет исправить «ошибки» прошлого компании, а также выработать комплаенс-иммунитет к настоящим и будущим угрозам. Такой подход исключает неоправданные риски при ведении бизнеса.


Отзывы клиентов




Получить консультацию по услуге