Анализ бизнес-процессов на соответствие

Анализ бизнес-процессов на соответствие

В широком смысле, процесс есть сочетание всех действий, требуемых для достижения цели, получения результата, продукции или услуги. Процессы запускаются определенными событиями и порождают определенный результат (или несколько результатов) в виде завершения процесса или передачи ответственности другому процессу. В контексте управления бизнес-процессами сам «бизнес-процесс» определяется как сквозная работа, создающая потребительскую ценность.

Основные этапы бизнес-процесса

Современные концепции рассматривают управление бизнес-процессами как непрерывный цикл, состоящий из нескольких этапов. Вначале происходит идентификация процесса: ставится бизнес-проблема, которые разграничивают и соотносят друг с другом.

После этого вопросы и проблемы, связанные с текущим состоянием процесса, идентифицируются, документируются и по возможности количественно оцениваются с использованием показателей эффективности – этап анализа процесса.

Следующим шагом является переход к этапу улучшению процесса, на котором выявляются необходимые изменения для решения проблем с целью повышения в области производительности.

Далее следует этап выполнения процесса: готовятся и выполняются изменения, необходимые для решения проблем. Итоговым этапом является мониторинг и контроль процесса.

Анализ-бизнес-процессов-на-соответствие1.jpg

Комплаенс бизнес-процессов

В каждой компании бизнес-процессы выстроены по-разному. В идеале, чтобы они были закреплены в локально-нормативных актах организации. Так сотрудникам будет на что ориентироваться в работе.

Комплаенс-специалист работает на двух этапах жизни бизнес-процесса, используя карту рисков компании:

  • При создании бизнес-процесса или его изменении. Проводится сверка с требованиями регуляторов и добровольно принятых обязательств.
  • На этапе выполнения бизнес-процесса. Комплаенс-специалист контролирует исполнение процесса в соответствии с установленными требованиями. Если выявлены отклонения от нормы, менеджер разрабатывает план дальнейших действий.

Мониторинг бизнес-процессов с помощью системы комплаенс

Управление бизнес-процессами представляет собой сложную систему, включающую целый ряд шагов по выявлению и мониторингу бизнес-процессов. Они направлены на постоянную оптимизацию системы управления организацией.

Комплаенс включает в себя мониторинг бизнес-процессов, объединяя их в единую систему и не допуская функциональной пустоты.

Внедрение системы комплаенс в организации происходит за счет распределения компетенций, определения должностных обязанностей при принятии управленческих решений совместно с проведением управленческого учета. Это помогает учесть предпринимательские риски и предупредить возможные правонарушения и неправильные рисковые решения. В свою очередь, контрольно-надзорные органы учитывают такое добросовестное отношение компании к последствиям своих действий. При решении вопроса о привлечении организации к ответственности наличие комплаенса рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Анализ-бизнес-процессов-на-соответствие2.jpg

Выявление рисков в бизнес-процессах

Обязательность применения комплаенс-процедур должна основываться на риск-ориентированном подходе как особом методе организации и осуществления внутреннего контроля, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушений обусловливается отнесением деятельности субъекта к определённой̆ категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения соответствующих требований.

Комплаенс-процедуры не должны ограничиваться только контролем за соблюдением требований нормативных правовых актов. Они должны учитывать все факторы, влияющие на условия осуществления любых видов деятельности – предпринимательской, профессиональной, деятельности самозанятых, чиновников и других.

В отчете о комплаенс-риске используется форма для уведомления о риске, направленная на сбор данных, мониторинг и контроль рисков, включающая следующую информацию:

  • область комплаенс-риска,
  • дата события, повлекшего возникновение риска,
  • предприятие,
  • описание события, связанного с риском,
  • предположительная причина возникновения данного события,
  • вероятность повторного возникновения риска,
  • возможные последствия.



Получить консультацию по услуге