После долгих лет обсуждений на государственном уровне важности системы антимонопольного комплаенса его основные положения были закреплены Федеральным законом от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“». С 12 марта 2020 г. этот ФЗ имеет юридическое действие. Но пока внедрение антимонопольного комплаенса является обязательным только в органах государственных – бизнес может его вводить на добровольной основе.
Также в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» появились термин «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» и список обязательных элементов такой системы. Антимонопольный комплаенс – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушений (п. 24 ст. 4 Закона).
В принятых поправках прописаны лишь базовые требования к антимонопольному комплаенсу. Выстроить реально действенную систему помогут, в первую очередь, международные стандарты по риск-менеджменту, например, ISO 19600 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания» и ISO 31000 «Риск-менеджмент. Принципы и руководства».
Из российских документов следует принять во внимание Приказ ФАС России от 27.11.2018 № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России» и Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
5 обязательных элементов антимонопольного комплаенса
- Оценка антимонопольных рисков
Для начала организации необходимо выяснить, какие именно антимонопольные требования и ограничения распространяются на ее деятельность. То есть, выделить свои антимонопольные обязательства. Узнать это можно, проанализировав Закон о защите конкуренции и подзаконные акты, Договор о ЕАЭС, актуальное зарубежное законодательство, предписания ФАС России и решения судов в отношении фирмы, отраслевые кодексы поведения и др.
После требуется выявить риски, «наложив» антимонопольные обязательства на бизнес-процессы и предугадав таким образом случаи, в которых эти самые обязательства могут быть нарушены. Далее выявленные риски следует описать и классифицировать по сферам, а также проанализировать причины их появления.
- Снижение выявленных антимонопольных рисков
По отношению к каждому из выделенных рисков учреждению необходимо определить эффективные корректирующие действия.
Собрать результаты проделанной работы можно в «дорожную карту» с описанием риска и конкретных действий по его нивелированию, а также прописать сроки, ответственных лиц, необходимые ресурсы и т.д. Принятые меры должны складываться в полноценную систему комплаенс-менеджмента, которая станет частью других бизнес-процессов предприятия.
Чтобы комплаенс действительно работал, он должен функционировать не только на бумаге:
- Управленцам бизнеса следует на своем примере прививать уважительное отношение к антимонопольным законам и развивать культуру поведения персонала;
- Для сотрудников нужно проводить регулярное обучение в формате тренингов с последующим тестированием.
Организация может формировать комплаенс-цели на конкретный период (KPI). Для каждой из этих целей понадобится обозначить, что именно будет сделано, какие ресурсы необходимо задействовать, кто будет ответственным лицом за достижение цели, в какой период она должна быть достигнута и т.д.Контроль за функционированием антимонопольного комплаенса
- Контроль за функционированием антимонопольного комплаенса
Система комплаенса должна все время прогрессировать. Для этого необходимо выполнять регулярный сбор, анализ и оценку информации об эффективности действующих мер по устранению или минимизации рисков, а также об эффективности тренингов, контроля, распределения должностных обязанностей, обработки нарушений, актуальности антимонопольных требований и т.п.
Информацию обо всех этих критериях предприятие может получать от:- персонала, в том числе анонимно по горячей линии комплаенс и в ходе тренингов;
- покупателей, контрагентов и других третьих лиц через формы обратной связи;
- регулятора при проведении проверок.
- Определение порядка ознакомления сотрудников с комплаенс-политикой
Как правило, работники знакомятся с комплаенс-политикой под подпись, когда устраиваются на работу. Повторное ознакомление может быть связано, например, выявлением нарушений, внесением изменений в политику или проведением тренинга.
В трудовых договорах, должностных инструкциях и системах оценки и поощрения персонала следует «черным по белому» указать обязанность работников следовать установленным организацией локальным документам по антимонопольному комплаенсу, проходить обучение, а также сообщать об известных допущенных нарушениях.
- Назначение должностного лица, ответственного за функционирование комплаенса
В штате компании должен быть менеджер по комплаенсу. Это единичный специалист или целый отдел, ответственный за разработку и функционирование системы соответствия антимонопольным требованиям.
Важно, чтобы комплаенс-офицер был независимым лицом, подотчетным непосредственно руководству компании, обладал полномочиями и ресурсами, которых будет достаточно для выполнения поставленных задач.