Содержание:
- Устойчивое развитие ESG – это...
- ESG – Environmental, Social, Governance
- ESG – популярность
- ESG и комплаенс
- ESG-рейтинг
- Экологический контроль
- Стратегия развития РФ до 2050 года
- Виды экологического надзора
- Кейсы (судебная практика)
- Зеленая экономика
Что такое устойчивое развитие ESG
Устойчивое развитие ESG это модель цивилизационного развития человечества, при котором использование природных ресурсов, социальные институты, научно-техническое развитие и экономическая деятельность ведутся согласованно с целью увеличения текущего удовлетворения человеческих потребностей без ущерба для будущих поколений.
Экологическая составляющая концепции – поддержание и сохранение живой и неживой природы. Согласно данному подходу, основная задача человечества – определить предельно допустимое воздействие на природу, не ведущее к ухудшению экологической обстановки, а также способы восстановления природы от влияния человеческой деятельности, и действовать, руководствуясь данными ограничениями.
В отечественной системе экологического образования в настоящее время можно выделить 3 возможных сценария развития системы экологического образования в России:
- Традиционное экологическое образование – образование, в центре которого находится «живая природа», главный принцип которого – биоцентризм, образовательная и просветительная практика сопрягается с природоохранным движением;
- Экологическое образование в интересах устойчивого развития – направление, которое наряду с экономическим и социальным в интересах устойчивого развития, отражает внедрение идеологии устойчивого развития в содержание экологического (природоохранного) образования, главный принцип которого – экоцентризм;
- Образование для устойчивого развития – социо-эколого-экономическое интегративное направление в системе инновационного, «опережающего» образования, базирующееся на принципе полицентризма – равносильности социума, экономики, экологии и культуры.
В 2015 году Генеральной Ассамблей ООН принимается важнейший документ – «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Повестка-2030 содержит 17 целей и 169 задач, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех, и 232 индикатора для измерения их достижения.
Ежегодно проводится обзор результатов стран в достижении 17 целей устойчивого развития (ЦУР) и подсчитывается Индекс. Страны ранжируются по общему баллу, который показывает прогресс государства в достижении всех 17 целей. Балл можно интерпретировать как процент достижения ЦУР. Оценка 100 означает, что все ЦУР были достигнуты. По данным отчета за 2020 год, как и в предыдущие годы, первые 3 места занимают государства Скандинавского полуострова: Швеция, Дания и Финляндия.
В России переход к устойчивому развитию связывают с утверждением Президентом РФ в 1996 году Концепции перехода страны к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440). Согласно Концепции, переход должен обеспечить сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
ESG расшифровывается как Environmental, Social, Governance
По мере роста значимости нефинансовых факторов, связанных с требованиями устойчивого развития, выросла потребность в оценке аспектов корпоративного управления, экологических и социальных рисков и возможностей (ESG – от environmental, social, governance) и их влияния на эффективность инвестиционных стратегий и создание ценности.
Среди наиболее значимых для инвесторов вопросов, которые связаны с ESG-аспектами выделяют:
- проблемы окружающей среды (environmental) – изменение климата, выбросы углерода, углеродный след, загрязнение воздуха и воды;
- социальные факторы и риски (social) – здоровье и безопасность, права человека, трудовые стандарты, вовлеченность сотрудников;
- проблемы корпоративного управления (governance) – цифровая трансформация бизнеса, вознаграждение руководителей, состав совета директоров, антикоррупционная политика.
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021 стала защита окружающей среды. Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 г. отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Популярность ESG
Проведенный в марте 2020 г. опрос исследовательским институтом Capgemini, показал, что:
- 64% потребителей делает счастливыми покупка продуктов, произведенных компаниями устойчивого развития;
- 52% потребителей ощущают эмоциональную связь с таким товаром или компанией, которая его произвела;
- 79% меняют свои покупательские предпочтения с учетом воздействия своих покупок на решение социальных вопросов или улучшение экологии.
Такого рода спрос конвертируется в весомые для компаний показатели. Standard & Poor’s указывает, что с января 2010 по декабрь 2019 г. среднемесячный рост акций компаний, имеющих наименьшие показатели эмиссии углекислого газа и составляющие 20% от общего числа компаний в MSCI World Index (developed markets), был на 25 базовых пунктов выше, чем у 20% компаний в этом индексе с наихудшим показателем такой эмиссии.
Стоимость капитала для компаний, которые придерживаются принципов ESG, примерно на 10% ниже, чем у других компаний, за счет того, что инвесторы считают, что у них более низкие риски в части несоблюдения природоохранного законодательства, проблем по социальным вопросам и корпоративному управлению.
Несомненно, положительной тенденцией следует считать развитие отраслевых стандартов, поскольку они позволяют учесть существенные для инвесторов специфические отраслевые риски и драйверы стоимости. Кроме того, активно развивается система тематических раскрытий, например касающихся климатических, эпидемиологических рисков, в частности COVID-19, и их финансовых последствий.
ESG и комплаенс
Участники рынка капитала, ставшие свидетелями обвала рынков в период пандемии, заинтересованы в том, чтобы рынок был меньше подвержен последствиям изменения климата. Можно говорить о том, что на данный момент идет процесс изменения инвестиционного профиля участников рынка капитала, и приход новых розничных инвесторов на рынок этот процесс ускоряет.
Согласно исследованиям, 98% из числа опрошенных инвесторов при оценке компаний обращают внимание на нефинансовую информацию. В такой информации и содержатся сведения об экологических, социальных и управленческих рисках в деятельности компании.
Комплексная система комплаенс помогает соответствовать принципам ESG и международным стандартам.
ESG рейтинг
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства: Bloomberg, S&P, Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и др. Они оценивают развитие компаний по трем критериям – E, S и G – и присваивают баллы по стобалльной шкале.
Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Все благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:
- отказ от использования токсичной пластмассы на 99,8%;
- использование «регенерированного» кашемира, который создают из отходов производства;
- запуск бесплатного онлайн-курса по сознательной моде.
MSCI (Morgan Stanley Capital International) – американская финансовая компания со штаб-квартирой в Нью-Йорке, выступающая в качестве глобального поставщика акций, фиксированного дохода, индексов фондового рынка хедж-фондов, инструментов анализа портфеля с несколькими активами и продуктов ESG – делит компании на 3 категории:
- Лидеры с рейтингом AA и AAA;
- Компании со средними показателями – A, BBB, BB;
- Отстающие – B, CCC.
ССС |
В |
ВВ |
ВВВ |
А |
АА |
ААА |
Отсталый |
Средний |
Лидер |
||||
Компания, отстающая в своей отрасли из-за своей высокой подверженности и неспособности управлять значительными рисками ESG |
Компания со смешанными или обычным опытом управления наиболее значимыми рисками и возможностями ESG по сравнению с отраслевыми аналогами |
Компания, ведущая свою отрасль в управлении наиболее значимыми рисками и возможностями ESG |
Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь из-за давления инвесторов и банков им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг. Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов – страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании.
Топ 5 компаний 2021 года, входящих в ESG-рейтинг (по версии компании Corporate Knights):
- Французская машиностроительная компания Schneider Electric;
- Датская транснациональная энергетическая компания Ørsted A/S;
- Национальный банк Бразилии Banco do Brasil SA;
- Финская нефтегазовая компания Neste Oyj;
- Международная компания профессиональных услуг в области дизайна, архитектуры и консалтинга Stantec Inc.
Главные причины иметь высокий ESG-рейтинг:
- подтверждена позитивная связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг;
- ориентируясь на ESG-рейтинг, инвесторы могут избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями. Например, таких, как разлив нефти из-за взрыва платформы компании Transocean в 2010 году;
- банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.
Что такое экологический контроль
Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил в области охраны окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
С 1 января 2015 г. законодатель включил государственный экологический надзор в перечень видов государственного контроля (надзора), для которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (п. 30 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Аналогичная норма появилась и в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 65).
01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.
Стратегия развития ESG в России до 2050 года
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» утверждена стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Целью заявлено достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики.
В стратегии заложены два сценария: инерционный и целевой (интенсивный). Среди мероприятий по декарбонизации заявлено:
- оказание мер поддержки в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования низко- и безуглеродных технологий;
- стимулирование использования вторичных энергоресурсов;
- изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики;
- развитие зелёного финансирования;
- меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем;
- поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов.
План мероприятий по реализации стратегии планируется разработать в течение 6 месяцев. Это поручено Министерству экономического развития РФ. С 2023 года в России планируется запустить систему обязательной углеродной отчётности для предприятий. К 2050 году можно использовать лишь 20% запасов ископаемого топлива от общего объема, чтобы не нарушить условия Парижского соглашения по удержанию 2 °С.
Виды экологического надзора
Государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, в том числе следующих основных видов надзора:
- Федеральный государственный экологический контроль (надзор);
- Федеральный государственный геологический контроль (надзор);
- Федеральный государственный земельный контроль (надзор);
- Федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях особо охраняемых природных территорий Федерального значения;
- Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений;
- Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений;
- Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, управление которыми не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями;
- Федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, за исключением обращения со служебными животными, в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях.
Данный список не является исчерпывающим.
Кейсы по ESG (судебная практика)
Кейс 1
Судебный акт: решение Кемероского областного суда 18 августа 2020 г. по делу № 2-412/2020.
Фабула дела
20 июля 2020 г. ПАО «ЮК ГРЭС», осуществляющее деятельность по адресу: Кемеровская область, г. Калтан, ул. Комсомольская, 20, в нарушение чч.1, 2 чт. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пп. 9,10,11,12 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 г. № 498, допустило загрязнение атмосферного воздуха от источника выбросов № 0009, в связи с использованием неисправного и не обеспечивающего проектную очистку пылегазоочистного оборудования на котлоагрегатах № 4, 5.
Постановлением судьи Калтанского районного суда Кемеровской области от 11 августа 2020 г. ПАО «ЮК ГРЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности по осуществлению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котлоагрегатов №4, №5 посредством источника выбросов № 0009 сроком на 60 суток с момента фактического запрета деятельности, то есть с 14-20 часов 22 июля 2020 г.
В жалобе защитник ПАО просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в действующую редакцию Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р сажа, как загрязняющее вещество, не входит, поэтому в Разрешение № 2/атм Калт на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 13.03.2020 вместо сажи по источникам выбросов от котлоагрегатов №№ 0008,0009,0010, вошло загрязняющее вещество под № 34 «взвешенные вещества». Зола твердого топлива нормируется в Разрешении отдельно под № 37. Следовательно, норматив ПДВ в административном протоколе должен быть указан суммарно по взвешенным веществам (саже) и золе твердого топлива. Гос.инпектором Росприроднадзора умышленно этого не было сделано.
Позиция суда
- Судом первой инстанции правильно установлены все фактические обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, подлежащие доказыванию, дана надлежащая юридическая оценка действиям ПАО «ЮК ГРЭС», и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ обоснованно сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и виновности ПАО «ЮК ГРЭС» в его совершении.
- В ходе проверки установлено, что дымовые газы не в полном объеме отводятся через источник выбросов, а частично отходят через крышу и стены главного корпуса котельного цеха, что свидетельствует о неиспользовании или неисправности пылегазоочистного оборудования.
- Фактических данных, опровергающих сведения, указанные в протоколах анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от 17.07.2020, не представлено, в достоверности полученных сведений оснований сомневаться не имеется.
- Из протоколов анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от 17.07.2020 и акта проверки усматривается, что в качестве результатов анализов проб промышленных выбросов в атмосферу, приняты показатели запыленности газопылевых потоков (содержание взвешенных частиц, пыли), сумма которых отражена в графе общий фактический показатель таблицы результатов лабораторных исследований.
- Назначая административное наказание в виде приостановления деятельности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что иное наказание, не связанное с приостановлением деятельности по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от котлоагрегатов № 4, 5, создающей угрозу жизни и здоровью людей, не сможет способствовать достижению целей административного наказания, установленных ст. 3.1 КоАП РФ.
Решение по делу 12-412/2020
Постановление судьи Калтанского районного суда Кемеровской области от 11 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ПАО оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Кейс 2
Судебный акт: постановление Шатурского городского суда Московской области от 04 сентября 2020 г. по делу № 5-63/2020.
Фабула дела
Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ООО «ЗВЕЗДА» в области обращения с отходами.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Звезда» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.
Согласно разработанной ООО «Звезда» программе производственного экологического контроля, содержащей данные инвентаризации источников выбросов, основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии являются:
- пиролизная установка «Фортан-М»,
- установка СКГО-10-ЭЭТ,
- установка «УЗГ-1М»,
- измельчитель HAMMEL,
- нсиниратор серии ЭПС,
- установка УРЛ-2М,
- инсиниратор ИН059,
- установка КТО,
- пакетировочный пресс,
- мини дробилка Мд-150.
Суммарная масса вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу при осуществлении ООО «Звезда» деятельности в области обращения с отходами, составляет 263,8 тонны/год.
Согласно данным учета в области обращения с отходами за <данные изъяты> год, представленным ООО «Звезда» приняло 137 891, 441 тонну отходов I-IV классов опасности от сторонних организаций, которые согласно данным отчета были обезврежены, утилизированы на специализированной оборудовании предприятия. Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух у ООО «Звезда» отсутствует.
По данному факту межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, которое было направлено на рассмотрение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Позиция суда
- Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
- ООО «Звезда» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности по обращению с отходами, в отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
- В материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Звезда» имелась возможность для соблюдения природного законодательства РФ, за нарушение которого ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
- Назначение менее строгого вида административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания – эксплуатация технологического оборудования в отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а так же осуществление деятельности с особо токсичными химическими веществами может привести к превышению предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны и за её пределами, а так же оказать необратимые последствия на окружающую среду.
- В результате деятельности ООО «Звезда» возникает угроза здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Постановление по делу № 5-437/2020
Признать ООО «ЗВЕЗДА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по сбору транспортированию, утилизации, обезвреживанию I-IV классов опасности сроком на 90 (девяносто) суток.
Зеленая экономика
«Зеленая» экономика» – это устойчивая экономика, которая повышает качество жизни для всех в пределах экологических ограничений нашей планеты (Green Economy Coalition, 2011). Речь идет о создании экономической системы, построенной так, чтобы включать экологические и социальные факторы. Это должно снизить нагрузку на окружающую среду, помочь сохранить и восстановить природные экосистемы и увеличить природный капитал. Кроме того, меры «зеленой» экономики подразумевают снижение неравенства, улучшение качества жизни, условий труда, доступности социальных услуг.
Ключевые темы для вопросов экологически устойчивого развития на ближайшее время – это расширение «зеленой» повестки, объединение тем климата и биоразнообразия, разработка «зеленых» финансовых инструментов, а также создание новых экономических моделей, заточенных под циклическую экономику и новые формы потребительского поведения.
Для решения упомянутых выше проблем новой «зеленой» экономике нужны эффективно работающие «зеленые» финансовые инструменты. Инвестиции в низкоуглеродное устойчивое развитие требуются в намного больших объемах, чем это происходит в настоящее время. В начале 2021 года Европейский Центральный Банк объявил о создании центра по изменению климата, который будет формировать и направлять климатическую повестку ЕЦБ.
Согласно исследованию, проведенному Всемирным Банком, выделяются следующие категории инициатив и проектов:
- адаптация (сохранение биоразнообразия, адаптация биологических систем);
- снижение уровня, менеджмент и захоронение СО2;
- энергоэффективность (когенерация, т.е. получение двух видов энергии из одного источника, интеллектуальные энергосети);
- природоохранная деятельность (контроль, предупреждение и устранение загрязнений);
- экологически ответственное строительство;
- экологичные материалы и товары;
- возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая и гидроэнергия);
- устойчивое землепользование (экологически ответственное сельское хозяйство, лесопользование);
- транспорт (наземные транспортные метросистемы, метро, электротранспорт, гибридные автомобили);
- управление отходами (переработка и менеджмент отходов);
- водные ресурсы (эффективное водопользование, очистка сточных вод).
Потсдамский институт исследования климата и Исследовательский институт глобальных благ и изменения климата Меркатора опубликовали новое исследование, в котором предлагается включить экстерналии (издержки, не учитываемые в действующем рыночном механизме ценообразования) в модель экономики. Для этого исследователи предлагают ввести «цену на углерод» в виде экологических налогов, которые облагали бы использование природных ресурсов и эмиссию парниковых газов, а не капитал или труд.
Авторы считают, что такие изменения в налоговой системе будут более эффективными, чем традиционные способы регулирования, например, прямой запрет или выдачи квот и создание рынков торговли разрешениями на выбросы.