Меню
Оставить заявку

Подробный обзор вебинара «Устойчивое развитие ESG. Экологическое законодательство. Зеленая экономика»

  • 13.12.2021
Подробный обзор вебинара «Устойчивое развитие ESG. Экологическое законодательство. Зеленая экономика»

Содержание:

  1. Устойчивое развитие – это...
  2. ESG – Environmental, Social, Governance
  3. ESG – популярность
  4. ESG и комплаенс
  5. ESG-рейтинг
  6. Экологический контроль
  7. Стратегия развития РФ до 2050 года
  8. Виды экологического надзора
  9. Кейсы (судебная практика)
  10. Зеленая экономика

Устойчивое развитие – это модель цивилизационного развития человечества, при котором использование природных ресурсов, социальные институты, научно-техническое развитие и экономическая деятельность ведутся согласованно с целью увеличения текущего удовлетворения человеческих потребностей без ущерба для будущих поколений.

Экологическая составляющая концепции – поддержание и сохранение живой и неживой природы. Согласно данному подходу, основная задача человечества – определить предельно допустимое воздействие на природу, не ведущее к ухудшению экологической обстановки, а также способы восстановления природы от влияния человеческой деятельности, и действовать, руководствуясь данными ограничениями.

В отечественной системе экологического образования в настоящее время можно выделить 3 возможных сценария развития системы экологического образования в России:

  1. Традиционное экологическое образование – образование, в центре которого находится «живая природа», главный принцип которого – биоцентризм, образовательная и просветительная практика сопрягается с природоохранным движением;
  2. Экологическое образование в интересах устойчивого развития – направление, которое наряду с экономическим и социальным в интересах устойчивого развития, отражает внедрение идеологии устойчивого развития в содержание экологического (природоохранного) образования, главный принцип которого – экоцентризм;
  3. Образование для устойчивого развития – социо-эколого-экономическое интегративное направление в системе инновационного, «опережающего» образования, базирующееся на принципе полицентризма – равносильности социума, экономики, экологии и культуры.

В 2015 году Генеральной Ассамблей ООН принимается важнейший документ – «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Повестка-2030 содержит 17 целей и 169 задач, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех, и 232 индикатора для измерения их достижения.

Ежегодно проводится обзор результатов стран в достижении 17 целей устойчивого развития (ЦУР) и подсчитывается Индекс. Страны ранжируются по общему баллу, который показывает прогресс государства в достижении всех 17 целей. Балл можно интерпретировать как процент достижения ЦУР. Оценка 100 означает, что все ЦУР были достигнуты. По данным отчета за 2020 год, как и в предыдущие годы, первые 3 места занимают государства Скандинавского полуострова: Швеция, Дания и Финляндия.

В России переход к устойчивому развитию связывают с утверждением Президентом РФ в 1996 году Концепции перехода страны к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440). Согласно Концепции, переход должен обеспечить сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

ESG – Environmental, Social, Governance

По мере роста значимости нефинансовых факторов, связанных с требованиями устойчивого развития, выросла потребность в оценке аспектов корпоративного управления, экологических и социальных рисков и возможностей (ESG – от environmental, social, governance) и их влияния на эффективность инвестиционных стратегий и создание ценности.

Среди наиболее значимых для инвесторов вопросов, которые связаны с ESG-аспектами выделяют:

  • проблемы окружающей среды (environmental) – изменение климата, выбросы углерода, углеродный след, загрязнение воздуха и воды;
  • социальные факторы и риски (social) – здоровье и безопасность, права человека, трудовые стандарты, вовлеченность сотрудников;
  • проблемы корпоративного управления (governance) – цифровая трансформация бизнеса, вознаграждение руководителей, состав совета директоров, антикоррупционная политика.

В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021 стала защита окружающей среды. Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 г. отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.

ESG – популярность

Проведенный в марте 2020 г. опрос исследовательским институтом Capgemini, показал, что:

  • 64% потребителей делает счастливыми покупка продуктов, произведенных компаниями устойчивого развития;
  • 52% потребителей ощущают эмоциональную связь с таким товаром или компанией, которая его произвела;
  • 79% меняют свои покупательские предпочтения с учетом воздействия своих покупок на решение социальных вопросов или улучшение экологии.

Такого рода спрос конвертируется в весомые для компаний показатели. Standard & Poor’s указывает, что с января 2010 по декабрь 2019 г. среднемесячный рост акций компаний, имеющих наименьшие показатели эмиссии углекислого газа и составляющие 20% от общего числа компаний в MSCI World Index (developed markets), был на 25 базовых пунктов выше, чем у 20% компаний в этом индексе с наихудшим показателем такой эмиссии.

Стоимость капитала для компаний, которые придерживаются принципов ESG, примерно на 10% ниже, чем у других компаний, за счет того, что инвесторы считают, что у них более низкие риски в части несоблюдения природоохранного законодательства, проблем по социальным вопросам и корпоративному управлению.

Несомненно, положительной тенденцией следует считать развитие отраслевых стандартов, поскольку они позволяют учесть существенные для инвесторов специфические отраслевые риски и драйверы стоимости. Кроме того, активно развивается система тематических раскрытий, например касающихся климатических, эпидемиологических рисков, в частности COVID-19, и их финансовых последствий.

ESG и комплаенс

Участники рынка капитала, ставшие свидетелями обвала рынков в период пандемии, заинтересованы в том, чтобы рынок был меньше подвержен последствиям изменения климата. Можно говорить о том, что на данный момент идет процесс изменения инвестиционного профиля участников рынка капитала, и приход новых розничных инвесторов на рынок этот процесс ускоряет.

Согласно исследованиям, 98% из числа опрошенных инвесторов при оценке компаний обращают внимание на нефинансовую информацию. В такой информации и содержатся сведения об экологических, социальных и управленческих рисках в деятельности компании.

Комплексная система комплаенс помогает соответствовать принципам ESG и международным стандартам.

ESG-рейтинг

ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства: Bloomberg, S&P, Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и др. Они оценивают развитие компаний по трем критериям – E, S и G – и присваивают баллы по стобалльной шкале.

Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Все благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:

  • отказ от использования токсичной пластмассы на 99,8%;
  • использование «регенерированного» кашемира, который создают из отходов производства;
  • запуск бесплатного онлайн-курса по сознательной моде.

MSCI (Morgan Stanley Capital International) – американская финансовая компания со штаб-квартирой в Нью-Йорке, выступающая в качестве глобального поставщика акций, фиксированного дохода, индексов фондового рынка хедж-фондов, инструментов анализа портфеля с несколькими активами и продуктов ESG – делит компании на 3 категории:

  1. Лидеры с рейтингом AA и AAA;
  2. Компании со средними показателями – A, BBB, BB;
  3. Отстающие – B, CCC.

ССС

В

ВВ

ВВВ

А

АА

ААА

Отсталый

Средний

Лидер

Компания, отстающая в своей отрасли из-за своей высокой подверженности и неспособности управлять значительными рисками ESG

Компания со смешанными или обычным опытом управления наиболее значимыми рисками и возможностями ESG по сравнению с отраслевыми аналогами

Компания, ведущая свою отрасль в управлении наиболее значимыми рисками и возможностями ESG


Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.

Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь из-за давления инвесторов и банков им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг. Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов – страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании.

Топ 5 компаний 2021 года, входящих в ESG-рейтинг (по версии компании Corporate Knights):

  1. Французская машиностроительная компания Schneider Electric;
  2. Датская транснациональная энергетическая компания Ørsted A/S;
  3. Национальный банк Бразилии Banco do Brasil SA;
  4. Финская нефтегазовая компания Neste Oyj;
  5. Международная компания профессиональных услуг в области дизайна, архитектуры и консалтинга Stantec Inc.

Главные причины иметь высокий ESG-рейтинг:

  • подтверждена позитивная связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг;
  • ориентируясь на ESG-рейтинг, инвесторы могут избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями. Например, таких, как разлив нефти из-за взрыва платформы компании Transocean в 2010 году;
  • банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.

Экологический контроль

Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил в области охраны окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

С 1 января 2015 г. законодатель включил государственный экологический надзор в перечень видов государственного контроля (надзора), для которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (п. 30 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Аналогичная норма появилась и в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 65).

01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.

Стратегия развития РФ до 2050 года

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» утверждена стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Целью заявлено достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики.

В стратегии заложены два сценария: инерционный и целевой (интенсивный). Среди мероприятий по декарбонизации заявлено:

  • оказание мер поддержки в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования низко- и безуглеродных технологий;
  • стимулирование использования вторичных энергоресурсов;
  • изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики;
  • развитие зелёного финансирования;
  • меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем;
  • поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов.

План мероприятий по реализации стратегии планируется разработать в течение 6 месяцев. Это поручено Министерству экономического развития РФ. С 2023 года в России планируется запустить систему обязательной углеродной отчётности для предприятий. К 2050 году можно использовать лишь 20% запасов ископаемого топлива от общего объема, чтобы не нарушить условия Парижского соглашения по удержанию 2 °С.

Виды экологического надзора

Государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, в том числе следующих основных видов надзора:

  1. Федеральный государственный экологический контроль (надзор);
  2. Федеральный государственный геологический контроль (надзор);
  3. Федеральный государственный земельный контроль (надзор);
  4. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях особо охраняемых природных территорий Федерального значения;
  5. Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений;
  6. Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений;
  7. Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, управление которыми не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями;
  8. Федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, за исключением обращения со служебными животными, в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях.

Данный список не является исчерпывающим.

Кейсы (судебная практика)

Кейс 1

Судебный акт: решение Кемероского областного суда 18 августа 2020 г. по делу № 2-412/2020.

Фабула дела

20 июля 2020 г. ПАО «ЮК ГРЭС», осуществляющее деятельность по адресу: Кемеровская область, г. Калтан, ул. Комсомольская, 20, в нарушение чч.1, 2 чт. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пп. 9,10,11,12 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 г. № 498, допустило загрязнение атмосферного воздуха от источника выбросов № 0009, в связи с использованием неисправного и не обеспечивающего проектную очистку пылегазоочистного оборудования на котлоагрегатах № 4, 5.

Постановлением судьи Калтанского районного суда Кемеровской области от 11 августа 2020 г. ПАО «ЮК ГРЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности по осуществлению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котлоагрегатов №4, №5 посредством источника выбросов № 0009 сроком на 60 суток с момента фактического запрета деятельности, то есть с 14-20 часов 22 июля 2020 г.

В жалобе защитник ПАО просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в действующую редакцию Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р сажа, как загрязняющее вещество, не входит, поэтому в Разрешение № 2/атм Калт на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 13.03.2020 вместо сажи по источникам выбросов от котлоагрегатов №№ 0008,0009,0010, вошло загрязняющее вещество под № 34 «взвешенные вещества». Зола твердого топлива нормируется в Разрешении отдельно под № 37. Следовательно, норматив ПДВ в административном протоколе должен быть указан суммарно по взвешенным веществам (саже) и золе твердого топлива. Гос.инпектором Росприроднадзора умышленно этого не было сделано.

Позиция суда

  1. Судом первой инстанции правильно установлены все фактические обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, подлежащие доказыванию, дана надлежащая юридическая оценка действиям ПАО «ЮК ГРЭС», и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ обоснованно сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и виновности ПАО «ЮК ГРЭС» в его совершении.
  2. В ходе проверки установлено, что дымовые газы не в полном объеме отводятся через источник выбросов, а частично отходят через крышу и стены главного корпуса котельного цеха, что свидетельствует о неиспользовании или неисправности пылегазоочистного оборудования.
  3. Фактических данных, опровергающих сведения, указанные в протоколах анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от 17.07.2020, не представлено, в достоверности полученных сведений оснований сомневаться не имеется.
  4. Из протоколов анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от 17.07.2020 и акта проверки усматривается, что в качестве результатов анализов проб промышленных выбросов в атмосферу, приняты показатели запыленности газопылевых потоков (содержание взвешенных частиц, пыли), сумма которых отражена в графе общий фактический показатель таблицы результатов лабораторных исследований.
  5. Назначая административное наказание в виде приостановления деятельности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что иное наказание, не связанное с приостановлением деятельности по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от котлоагрегатов № 4, 5, создающей угрозу жизни и здоровью людей, не сможет способствовать достижению целей административного наказания, установленных ст. 3.1 КоАП РФ.

Решение по делу 12-412/2020

Постановление судьи Калтанского районного суда Кемеровской области от 11 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ПАО оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Кейс 2

Судебный акт: постановление Шатурского городского суда Московской области от 04 сентября 2020 г. по делу № 5-63/2020.

Фабула дела

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ООО «ЗВЕЗДА» в области обращения с отходами.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Звезда» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.

Согласно разработанной ООО «Звезда» программе производственного экологического контроля, содержащей данные инвентаризации источников выбросов, основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии являются:

  • пиролизная установка «Фортан-М»,
  • установка СКГО-10-ЭЭТ,
  • установка «УЗГ-1М»,
  • измельчитель HAMMEL,
  • нсиниратор серии ЭПС,
  • установка УРЛ-2М,
  • инсиниратор ИН059,
  • установка КТО,
  • пакетировочный пресс,
  • мини дробилка Мд-150.

Суммарная масса вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу при осуществлении ООО «Звезда» деятельности в области обращения с отходами, составляет 263,8 тонны/год.

Согласно данным учета в области обращения с отходами за <данные изъяты> год, представленным ООО «Звезда» приняло 137 891, 441 тонну отходов I-IV классов опасности от сторонних организаций, которые согласно данным отчета были обезврежены, утилизированы на специализированной оборудовании предприятия. Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух у ООО «Звезда» отсутствует.

По данному факту межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, которое было направлено на рассмотрение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Позиция суда

  1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
  2. ООО «Звезда» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности по обращению с отходами, в отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
  3. В материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Звезда» имелась возможность для соблюдения природного законодательства РФ, за нарушение которого ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  4. Назначение менее строгого вида административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания – эксплуатация технологического оборудования в отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а так же осуществление деятельности с особо токсичными химическими веществами может привести к превышению предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны и за её пределами, а так же оказать необратимые последствия на окружающую среду.
  5. В результате деятельности ООО «Звезда» возникает угроза здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Постановление по делу № 5-437/2020

Признать ООО «ЗВЕЗДА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по сбору транспортированию, утилизации, обезвреживанию I-IV классов опасности сроком на 90 (девяносто) суток.

Зеленая экономика

«Зеленая» экономика» – это устойчивая экономика, которая повышает качество жизни для всех в пределах экологических ограничений нашей планеты (Green Economy Coalition, 2011). Речь идет о создании экономической системы, построенной так, чтобы включать экологические и социальные факторы. Это должно снизить нагрузку на окружающую среду, помочь сохранить и восстановить природные экосистемы и увеличить природный капитал. Кроме того, меры «зеленой» экономики подразумевают снижение неравенства, улучшение качества жизни, условий труда, доступности социальных услуг. 

Ключевые темы для вопросов экологически устойчивого развития на ближайшее время – это расширение «зеленой» повестки, объединение тем климата и биоразнообразия, разработка «зеленых» финансовых инструментов, а также создание новых экономических моделей, заточенных под циклическую экономику и новые формы потребительского поведения.

Для решения упомянутых выше проблем новой «зеленой» экономике нужны эффективно работающие «зеленые» финансовые инструменты. Инвестиции в низкоуглеродное устойчивое развитие требуются в намного больших объемах, чем это происходит в настоящее время. В начале 2021 года Европейский Центральный Банк объявил о создании центра по изменению климата, который будет формировать и направлять климатическую повестку ЕЦБ.

Согласно исследованию, проведенному Всемирным Банком, выделяются следующие категории инициатив и проектов:

  • адаптация (сохранение биоразнообразия, адаптация биологических систем);
  • снижение уровня, менеджмент и захоронение СО2;
  • энергоэффективность (когенерация, т.е. получение двух видов энергии из одного источника, интеллектуальные энергосети);
  • природоохранная деятельность (контроль, предупреждение и устранение загрязнений);
  • экологически ответственное строительство;
  • экологичные материалы и товары;
  • возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая и гидроэнергия);
  • устойчивое землепользование (экологически ответственное сельское хозяйство, лесопользование);
  • транспорт (наземные транспортные метросистемы, метро, электротранспорт, гибридные автомобили);
  • управление отходами (переработка и менеджмент отходов);
  • водные ресурсы (эффективное водопользование, очистка сточных вод).

Потсдамский институт исследования климата и Исследовательский институт глобальных благ и изменения климата Меркатора опубликовали новое исследование, в котором предлагается включить экстерналии (издержки, не учитываемые в действующем рыночном механизме ценообразования) в модель экономики. Для этого исследователи предлагают ввести «цену на углерод» в виде экологических налогов, которые облагали бы использование природных ресурсов и эмиссию парниковых газов, а не капитал или труд.

Авторы считают, что такие изменения в налоговой системе будут более эффективными, чем традиционные способы регулирования, например, прямой запрет или выдачи квот и создание рынков торговли разрешениями на выбросы.




Получить консультацию