Подробный обзор вебинара «Проверка организации контрольно-надзорными органами»

  • 27.12.2021
Подробный обзор вебинара «Проверка организации контрольно-надзорными органами»

Содержание:

  1. Контрольно-надзорные органы: виды, дейтельность, цели
  2. Виды контрольно-надзорных органов
  3. Категории рисков коммерческих и государственных организаций
  4. Виды контрольных (надзорных) мероприятий
  5. Комплаенс-инструменты для подготовки к проверкам
  6. Особенности проверок в 2021 году
  7. ФЗ-248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  8. Комплаенс-система — стабильное развитие бизнеса

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (далее – контрольно-надзорные органы), направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также – риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований.

Виды контрольно-надзорных органов

Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Надзорная деятельность государства включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора:

  • Функциональные виды отраслевого государственного надзора. Например, банковский надзор Банка России, который непосредственно или через создаваемый при нем по решению Совета директоров специальный орган банковского надзора осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России.
  • Некоторые разновидности всеобщего межотраслевого государственного надзора. Например, прокурорский надзор за исполнением законов и многие виды административного надзора, осуществляемого различными структурами МВД РФ, милицией и некоторыми другими правоохранительными органами.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), включают следующие ведомства:

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России),
  2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России),
  3. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России),
  4. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России),
  5. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России),
  6. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России),
  7. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России),
  8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России),
  9. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России),
  10. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России),
  11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России),
  12. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России),
  13. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России),
  14. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России),
  15. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России),
  16. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России),
  17. Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России),
  18. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор),
  19. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор),
  20. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор),
  21. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России),
  22. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России),
  23. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор),
  24. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России),
  25. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России),
  26. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет),
  27. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор),
  28. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз),
  29. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт),
  30. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России),
  31. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор),
  32. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство),
  33. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России),
  34. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор),
  35. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд),
  36. Федеральная налоговая служба (ФНС России),
  37. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование),
  38. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),
  39. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация),
  40. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра
    и картографии (Росреестр),
  41. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент),
  42. Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России),
  43. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и др.

Категории рисков коммерческих и государственных организаций

На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.

В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность.

Обязательность применения комплаенс-процедур должна основываться на риск-ориентированном подходе как особом методе организации и осуществления внутреннего контроля, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушений обусловливается отнесением деятельности субъекта к определенной категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения соответствующих требований.

Подтверждением этому служит (пока декларируемое по причине отсутствия подзаконных нормативных правовых актов) применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 29–33 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». В основе декларируемой модели лежит оценка потенциальных рисков, пропорционально влияющая на интенсивность антимонопольного контроля.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Мероприятия, осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом (ч. 2 ст. 56 ФЗ № 248-ФЗ):

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 56 ФЗ № 248-ФЗ):

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Информация о проверках

Для широкого круга пользователей по адресу proverki.gov.ru доступна следующая информация:

  1. Учетный номер проверки;
  2. Информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1-6 и 9 части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ;
  3. Информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1-6 части 2 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ;
  4. Указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
  5. Указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки.

Примеры проверок и выявленных ошибок

Минюст России указывает, что в представленных при проверке документах в оформлении решений или протоколов заседаний органов управления часто отсутствуют следующие сведения:

  • о времени проведения заседания;
  • об общем количестве членов (участников, учредителей) органа управления на дату проведения заседания;
  • о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей) органа управления и определении правомочности (кворума) заседания;
  • о лицах, проводивших подсчет голосов.

Кроме этого, нередко нарушается периодичность проведения заседаний органов управления, закрепленная в уставе некоммерческой организации, а также исключительная компетенция высшего органа управления, вопросы которой не могут быть переданы на рассмотрение иным органам управления.

Необходимо проверить регулярность проведения заседаний органов управления, а также правильность оформления протоколов и решений указанных органов на соответствие уставу и требованиям, установленным статьей 181.2 ГК РФ, пункты 1, 2, и 4, а также, например, пункты 4, 5 статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».

В качестве примера ошибки, возникающей в результате повседневной деятельности организации, может служить конфликт интересов внутри организации. При конфликте интересов отдельное внимание следует обратить на отсутствие одобрения высшего или надзорного органа в случае заключения сделки.

К примеру, если Минюст России обнаружит возмездный договор НКО с другим юридическим лицом, в котором директором/учредителем является руководитель некоммерческой организации, а решение об одобрении указанной сделки не приложено — будет зафиксировано нарушение статьи 27 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Рекомендуется проверить, все ли сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются актуальными, удостовериться в полной сдаче отчетов, а также на регулярной основе осуществлять ревизию деятельности и документов организации.

Комплаенс-инструменты для подготовки к проверкам

От проверки защититься нельзя, нужно заблаговременно принять меры, пока у вас достаточно времени и сил. Реформа контроля закрепила современные подходы к контрольной (надзорной) деятельности. Теперь в приоритете система управления рисками, профилактика нарушений и цифровизация всех процессов контроля. Главное — предотвратить нарушение, а не наказывать. В частности, ликбез проводят при открытии бизнеса. Контролер приходит к предпринимателю для профилактической беседы и рассказывает о требованиях закона.

Одним из инструментов комплаенс-системы является карта рисков — это визуальный документ, в котором можно отразить направления проверок, требования, текущее состояние дел. Комплаенс-программа позволит определить сроки приведения дел в соответствие. Кроме этого, не лишним будет прописать риски и индикаторы, отражающие уровень вероятности срабатывания каждого из рисков, оценку последствий и содержащий способы сокращения их влияния.

Важно выявлять риски заранее, чтобы не дать им вырасти до критических или катастрофических. Вовремя принятые в работу риски минимизируют вероятность провала при проверке контрольно-надзорными органами.

Особенности проверок в 2021 году

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, вступивший в силу 1 июля 2021 года. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, новый закон вносит ряд нововведений. Дополнительно одобрен Федеральный закон от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»».

Проверок можно избежать, внедрив систему самодиагностики, используя системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, и пройдя комплаенс-процедуры соответствия независимой оценки соблюдения обязательных требований.

  • Разные контролеры не проверяют соблюдение одних и тех же требований.
  • Все проверки фиксируют онлайн. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий отражаются в информационной системе.
  • Выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования.
  • Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили.
  • Определены способы сокращения количества проверок.
  • Введены новые формы контроля и надзора.
  • Срок проведения документарной и выездной проверок не должен превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

ФЗ-248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Федеральный закон закрепляет новые инструменты контроля (надзора), в их числе:

  • широкий перечень мероприятий по контролю, включающий помимо традиционной проверки инспекционные визиты, контрольную закупку, дистанционный мониторинг;
  • применение риск-ориентированного подхода;
  • ориентацию на профилактику, а не на наказание;
  • новую систему оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, главным критерием которой является снижение ущерба охраняемым законом ценностям;
  • широкое использование IT-технологий.

Кроме этого, Федеральным законом:

  • изменен и уточнен порядок привлечения к проведению экспертиз экспертов и экспертных организаций;
  • предусмотрена возможность учета в ходе осуществления дистанционного мониторинга сведений о результатах оценки (сертификации) организации в части ее соответствия требованиям закона в контролируемой сфере, проведенной соответствующими аккредитованными сторонними (в том числе экспертными) организациями.

Главой 5 определяется порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Раскрываются следующие основные понятия:

  • риск причинения вреда (ущерба);
  • оценка риска причинения вреда (ущерба);
  • управление риском причинения вреда (ущерба).

Согласно статье 22 государственный надзор будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность.

В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, при этом статьей 23 установлена шкала категорий риска из 6 позиций:

  1. Чрезвычайно высокий риск;
  2. Высокий риск;
  3. Значительный риск;
  4. Средний риск;
  5. Умеренный риск;
  6. Низкий риск.

В Положении о виде надзора должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, с учетом наличия в обязательном порядке категории низкого риска.

С момента вступления в силу нового закона закрепленная в № 294-ФЗ презумпция добросовестности ЮЛ, ИП по факту трансформируется. Сведения о добросовестности контролируемых лиц теперь будут оцениваться в соответствии с частью 7 статьи 23 нового закона и учитываться надзорными органами при отнесении объектов надзора к категориям риска.

Положения закона 248-ФЗ на практике:

  • Снизят объем документооборота надзорных органов;
  • Оптимизируют имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом;
  • Увеличит оперативность обмена информацией;
  • Повысят эффективность и оперативность работы контрольно-надзорных органов;
  • Появятся дополнительные инструменты для оценки соблюдения обязательных требований;
  • Способствуют повышению законности, прозрачности и эффективности надзорной деятельности, снижению количества споров при осуществлении контроля;
  • Будут стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц.

Комплаенс-система — стабильное развитие бизнеса

Комплаенс в компании необходим для соответствия законодательству и предупреждения нарушений. Комплаенс система синхронизирует бизнес-процессы с действиями и поведением сотрудников, а также с действиями внешних контрагентов и КНО, что позволяет бизнесу работать эффективно и с минимальными рисками.

Подразделение комплаенс (служба комплаенс) — это структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконным актам, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.

С помощью системы комплаенс фиксируются все правила, по которым персонал и организация должны вести свою деятельность. Знание и соблюдение этих норм позволяют сформировать превентивную защиту от нарушений, что, в свою очередь, минимизирует риски получения штрафов по проверкам.




Получить консультацию