Оставить заявку

Подробный обзор вебинара «План развития комплаенс в организации на год»

  • 15.02.2022

Содержание:

  1. Этапы развития функции комплаенс
  2. Основные функциональные задачи комплаенс-подразделения
  3. KPI комплаенс-подразделения
  4. Стратегическая сессия
  5. Внутреннее обучение
  6. Законодательство в сфере комплаенс
  7. Что ждет бизнес в 2022 году?

Комплаенс пришел в российскую среду от крупнейших иностранных корпораций, в которых он давно является неотъемлемой частью ведения бизнеса. Пока в отечественном законодательстве официальное определение данной функции отсутствует. Именно поэтому у делового сообщества часто возникают недопонимания относительно роли и задач специалиста в области комплаенс.

Комплаенс – это часть системы управления, обеспечивающая:

  • соответствие регуляторной среде, нормам корпоративной культуры и этики бизнеса;
  • выявление рисков несоответствия деятельности организаций и сотрудников нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам;
  • ликвидацию рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.

Этапы развития функции комплаенс

  1. Реагирующая – зачаточный уровень комплаенс-функции, отсутствие ответственного сотрудника. Как правило, при срабатывании комплаенс-риска компания приостанавливает свою деятельность и всеми силами пытается справиться с угрозой или нивелировать последствия.
  2. Образовывающаяся – компания начинает осознавать (очерчивает для себя) периметр систематически срабатываемых рисков. Обычно функция возложена на юридический отдел/службу безопасности и бухгалтерию. Цикличные риски минимизированы (но не исключены полностью). Импульсные риски продолжают срабатывать с разной степенью убыточности для компании.
  3. Сформированная – появляется выделенный сотрудник (с прямым подчинением генеральному директору или совету директоров) с четко описанным регламентом работы и целевыми задачами. Комплаенс-функция описывается в регламентах работы смежных подразделений и в основных документах компании. Появляются обучающие курсы для сотрудников. Периметр рисков включает в себя не только цикличные риски, но и импульсные риски, компания начинает задумываться над имиджевыми рисками. Формируются задатки этического комплаенса.
  4. Развитая – комплаенс-подразделение насчитывает 4-6 человек, рутинные комплаенс-процессы автоматизированы. Комплаенс-функция принимает участие в стратегических решениях компании. Весь периметр рисков подконтрольный и прогнозируемый, комплаенс-функция превентивно предупреждает срабатывание всех направлений рисков. Систематически проводится обучение для сотрудников компании, мониторится реализации норм комплаенс. В комплаенс-функцию заложены механизмы дальнейшего самостоятельного развития.

Основные функциональные задачи комплаенс-подразделения

  • Анализ, мониторинг и управление рисками соответствия;
  • Анализ регуляторной среды (мониторинг законодательства и обязательных требований);
  • Формирование и поддержание в актуальном состоянии карты рисков (катастрофические, критические, допустимые);
  • Разработка плана мероприятий по предупреждению рисков несоответствия;
  • Регулярное обучение сотрудников по направлению комплаенс;
  • Мониторинг соответствия деятельности компании, действий сотрудников и стейкхолдеров;
  • Сопровождение проверок контрольно-надзорных органов;
  • Управление прозрачностью компании (PR, GR, репутация);
  • Согласование сделок и бизнес-процессов на предмет соответствия.

Для решения поставленных задач комплаенс-служба использует такие инструменты, как:

  • Горячая линия,
  • Форензик, проведение служебных расследований,
  • Анализ, согласование, мониторинг,
  • Карта рисков,
  • Стратегические сессии,
  • Обучающие курсы,
  • Консультации,
  • Работа с базами данных.

KPI комплаенс-подразделения

Комплаенс-подразделение нацелено на достижение следующих KPI:

  • снижение количества судов и претензий, снижение издержек с ними связанных;
  • снижение штрафов и иных мер ответственности;
  • снижение рисков привлечения персон и компании (организации) к дисциплинарной, административной, уголовной, налоговой, финансовой, гражданско-правовой и иной ответственности;
  • нижение коррупции, откатов, конфликта интересов и др.;
  • снижение внутренних хищений, присвоения, растрат и др.;
  • снижение дебиторской задолженности, нецелевого расходования целевых средств, обеспечение условий для привлечения «зелёных финансов» и устойчивого развития и т.п.;
  • увеличение осознанности ведения деятельности компании или организации, действий сотрудников в части эталонного соответствия обязательным требованиям, добровольным обязательствам и т.п.;
  • соблюдение сроков по поставленным задачам, согласно графику.

Первые шаги в формировании эффективного комплаенс-подразделения в компании

  1. Формирование «тона сверху»;
  2. Проведение ревизии и сплошного анализа всех бизнес-процессов и локальных нормативных актов, взятых компанией на себя обязательств, действий сотрудников и понимание установленных требований, добровольных обязательств.
  3. Составление карты рисков несоответствия обязательным требованиям и добровольно принятым на себя обязательствам.
  4. Разработка требуемых решений и документов.
  5. Внедрение посредством придания статуса локальных нормативных актов разработанным решениям и документам, внедрение следующих систем:
    • обучения сотрудников на регулярной основе с установленной периодичностью;
    • мониторинга обязательных требований;
    • мониторинга добровольных обязательств;
    • мониторинга и анализа карты рисков, управления рисками несоответствия;
    • согласования изменений и введения новых бизнес-процессов, соответствия действий сотрудников требованиям локальных нормативных актов;
    • согласование сделок и договорных конструкций, особенно международных;
    • проведений служебных расследований по фактам не соответствия;
    • управление конфликтом интересов, и т.п.

«Тон сверху»

Руководители любого уровня обязаны:

  • На личном примере показывать приверженность принципам комплаенс;
  • Обеспечивать ознакомление сотрудников с положениями комплаенса, понимание и соблюдение ими принципов комплаенса;
  • Создавать в коллективе среду открытого общения, в которой каждый сотрудник чувствует себя комфортно;
  • Не давать сотрудникам поручений, нарушающих требования законодательства и иных принципов комплаенса;
  • Обеспечивать активное взаимодействие подчиненных сотрудников с уполномоченными подразделениями компании по вопросам комплаенса;
  • Незамедлительно принимать меры по устранению нарушений комплаенса, а также принимать необходимые меры воздействия;
  • Учитывать соблюдение сотрудниками требований комплаенса.

Стратегическая сессия

Стратегическая сессия – это форма групповой работы, направленная на совместную разработку стратегически значимых решений организации, с участием ключевых руководителей компании и формирование тона сверху.

Основные этапы проведения стратегической сессии:

  • Подготовка сценария, создание рабочей атмосферы, определение участников;
  • Постановка целей и задач на сессию;
  • Анализ текущей ситуации, прогнозирование перспектив;
  • Определение альтернативных вариантов;
  • Оценка и выбор альтернативной стратегии;
  • Проработка принятого решения в деталях;
  • Определение критериев эффективности реализации выбранной стратегии;
  • Каскадирование целей и задач, формирование плана действий;
  • Закрепление результатов и ответы на вопросы, разбор кейсов компании.

Стратегической сессией управляет модератор и эксперт, это обеспечивает результативность и эффективность.

Внутреннее обучение

Целью организации внутреннего обучения является своевременное обучение и развитие сотрудников в соответствии с целями и задачами, которые ставит перед собой компания. Обучение может быть направлено на развитие hard или soft skills персонала, либо на формирование корпоративных паттернов поведения (соблюдения правил внутреннего распорядка, корпоративной этики и культуры и т.п.).

Организация внутреннего обучения складывается из следующих этапов:

  1. Задачи и постановка целей обучения персонала;
  2. Утверждение форматов обучения;
  3. Выделение потребности в обучении;
  4. Проектирование обучающих курсов;
  5. Поиск экспертов (привлечение сторонних или обучение своих);
  6. Проведение обучения сотрудников;
  7. Закрепление и оценивание пройденного материала;
  8. Анализ результатов обучения.

Организацией внутреннего обучения занимается специальное подразделение или ответственное лицо, например, комплаенс-специалист, который выявляет «слабые места» в организации и формирует программы обучения сотрудников на базе предупреждения рисков, с учетом специфики должностей.

Периодичность обучения

Периодичность внутреннего обучения устанавливается правилами организации (за исключением законодательно закрепленных сроков по направлениям повышения квалификации) ответственным лицом или подразделением, исходя из потребностей в обучении и его целей.

Мы рекомендуем проводить внутреннее обучение не менее 2 раз в год:

  1. Обучение в начале года. Целью является освоение новых норм, регламентов, рекомендаций, базы знаний для каждого подразделения и должностного лица. В течении полугода сбор обратной связи и анализ результатов обучения. По итогу, с учетом полученных данных, корректировка положений, обновление программ обучения;
  2. Обучение в середине года. Цель: провести работу над ошибками по итогам результатов предыдущего обучения, определить цели/задачи на конец года, сформировать индивидуальную стратегию действий по предотвращению организационных рисков, закрепить сформированные паттерны корпоративного поведения.

Иная периодичность обучения планируется или по событию (результату внутреннего расследования, изменения законодательства и другие основания) или по плану повышения квалификации сотрудников (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально).

Законодательство в сфере комплаенс

С 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений) вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Данный Закон закрепляет новые инструменты контроля (надзора), в их числе:

  • широкий перечень мероприятий по контролю, включающий, помимо традиционной проверки, инспекционные визиты, контрольную закупку, дистанционный мониторинг;
  • применение риск-ориентированного подхода;
  • ориентацию на профилактику, а не на наказание;
  • новую систему оценки результативности.

1 июля 2021 вступил в силу новый закон-спутник Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Это 138 статей, вносящих изменения в федеральные законы о видах контроля (надзора) федерального, регионального и муниципального.

Новые редакции статей для каждого вида контроля устанавливают его наименование с указанием отнесения к одному из 3-х видов:

  • федеральному государственному контролю (надзору);
  • региональному государственному контролю (надзору);
  • муниципальному контролю.

16 августа 2021 издан Указ Президента РФ № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». В документе перечислены поручения разным ведомствам по борьбе с коррупцией. Они касаются совершенствования системы запретов и ограничений, порядка проведения проверок сведений о доходах и расходах, а также регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов.

Что ждет бизнес в 2022 году?

4 июня 2021 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Владимир Путин заявил об изменении УСН:

  1. С 1 января 2022 года компании, работающие в сфере общественного питания, будут освобождены от НДС, если их годовая выручка не будет превышать 2 млрд рублей.
  2. Такие компании смогут платить пониженные страховые взносы даже при численности штата до 1,5 тысячи человек (сейчас этот лимит равен 250).
  3. Повышается планка по антимонопольному контролю. Под него будут попадать компании с выручкой свыше 800 тысяч рублей, а не 400 тысяч как сейчас.
  4. Меняются сроки расчета с поставщиками по госконтракту. Если сейчас расчет происходит через 30 рабочих дней, то с 2022 года срок снижается до 15 рабочих дней.
  5. Государство будет компенсировать комиссию за использование Системы быстрых платежей.
  6. Корпорация малого и среднего предпринимательства будет выдавать зонтичное поручительство по кредитам для МСП.



Получить консультацию