Меню
Оставить заявку

Подробный обзор вебинара "Административная ответственность"

  • 05.07.2021
Подробный обзор вебинара "Административная ответственность"

Содержание:

  1. Административное правонарушение по КоАП РФ
  2. Разграничение федерального и регионального законодательства
  3. Виды административных наказаний
  4. Штрафы по административной ответственности
  5. Дисквалификация должностных лиц и приостановление деятельности организаций
  6. Сроки давности привлечения к ответственности
  7. Административная ответственность организаций
  8. Значение вины физических и юридических лиц
  9. Назначение административного наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства
  10. Привлечение к административной ответственности
  11. Предотвращение нарушений или устранение последствий?
  12. Инструменты комплаенс-системы

Следует различать сферу ответственности и ее вид. Сферу определяет тот или иной кодекс, в рамках которого права и обязанности предпринимателя определены законодательно: это может быть Гражданский, Налоговый, Трудовой или Уголовный кодексы Российской Федерации. Вид ответственности же подразумевает определенную форму негативных последствий, предусмотренных за те или иные нарушения в рамках любой из перечисленных сфер. Виды ответственности могут быть следующими:

  • Гражданско-правовая ответственность — возникает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций и из нарушения обязательств;
  • Уголовная ответственность — принудительные работы, штраф, арест или тюремный срок (реальный или условный);
  • Дисциплинарная ответственность — объявление замечания, выговора или увольнение;
  • Административная ответственность — назначение штрафов, ареста, ограничения в деятельности и др.

Административная ответственность — это одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность, представляющая собой комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых судом, уполномоченным органом или должностным лицом в связи с совершением виновным административного правонарушения.

Административная ответственность является основной формой и наиболее распространенным видом принуждения со стороны государства. Это наказание, которое юридическое лицо может получить, например, за ведение деятельности с нарушением санитарных норм или за отсутствие необходимой лицензии. Этот тип ответственности наиболее близок к повседневному ведению дел и касается каждого.

Административное правонарушение по КоАП РФ

Отношения, связанные с привлечением к административной ответственности, регулируются на федеральном уровне Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), принятым 30.12.2001 г.

Согласно статье 2.1 указанного кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое таким Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следует отдельно отметить, что привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и наоборот.

Разграничение федерального и регионального законодательства

На федеральном уровне государство устанавливает общие принципы и положения законодательства об административной ответственности, перечень видов административных наказаний и правила их применения, порядок производства и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, а также устанавливает административную ответственность за нарушения правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

На региональном уровне административное законодательство соответственно определяет ответственность за нарушение законов и иных нормативно-правовых актов субъектов федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Законами субъектов также определяются региональные органы, уполномоченные рассматривать административные дела.

Виды административных наказаний

Юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут назначаться следующие виды административных наказаний:

  • Предупреждение;
  • Административный штраф;
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • Административное приостановление деятельности.

Для физических лиц также существуют следующие административные наказания:

  • Лишение специального права;
  • Административный арест;
  • Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина;
  • Дисквалификация;
  • Обязательные работы;
  • Запрет на посещение мест специальных спортивных соревнований.

За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Штрафы по административной ответственности

Административный штраф является самым распространенным видом административного наказания, поскольку как мера административной ответственности штраф предусмотрен за большинство административных правонарушений.

Предельные размеры штрафов, закрепленные в Кодексе:

  • Для физических лиц — до 500 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц — до 1 млн руб.;
  • Для юридических лиц — до 60 млн руб. или в кратной величине, то есть определение суммы штрафа в зависимости от нарушения. При этом размер штрафа привязывается к стоимости предмета административного нарушения, сумме неуплаченных налогов, сумме выручки нарушителя от реализации за календарный год и прочим показателям.

Дисквалификация должностных лиц и приостановление деятельности организаций

Наказание в виде дисквалификации предусмотрено широким перечнем положений КоАП РФ, устанавливающих ответственность в сфере трудового законодательства, законодательства в сфере банкротства, информации, а также целым рядом других норм. Дисквалификация заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления общества, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность, а также управлять организацией в иных случаях.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток и заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части КоАП, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания.

Кодекс предусматривает целый ряд нарушений, за совершение которых полагается столь суровый вид наказания. К таким нарушениям относятся нарушения в области:

  • Оборота этилового спирта;
  • Градостроительной деятельности;
  • Транспортной безопасности;
  • Охраны собственности;
  • Санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • Противодействия легализации (отмывания доходов), полученных преступным путем;
  • Невыполнения в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор).

Сроки давности привлечения к ответственности

Лицо, совершившее правонарушение, не может быть привлечено к ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Сроки давности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ и являются пресекательными, то есть их истечение прекращает возможность привлечения виновного лица к административной ответственности.

Общий срок давности составляет 2 месяца, если дело рассматривается должностным лицом, и 3 месяца, если дело рассматривается судом. Однако для значительного числа административных составов предусматривается увеличенный срок давности, который составляет 1 год, а по некоторым срок давности доходит до 6 лет.

Начало течения срока привлечения к ответственности зависит от вида нарушения:

  1. На следующий день: если нарушение единичное или продолжаемое, то срок давности начинается на следующий день после того, как оно было совершено;
  2. Со дня обнаружения: если нарушение длящееся, то срок начинает течь с того дня, как его обнаружило должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении;
  3. На следующий день после окончания периода, когда требовалось исполнить обязанность: если административное правонарушение совершено в форме бездействия, то срок начинается на следующий день после окончания периода, когда требовалось исполнить обязанность.

Административная ответственность организаций

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных особенной частью КоАП, законами об административных правонарушениях, принимаемыми на региональном уровне.

В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкций, предусмотренных для юридических лиц.

Наказания, предусмотренные административным законодательством для юридических лиц, отличаются наиболее высокими размерами налагаемых штрафов. При этом несмотря на то, что штрафы для юрлиц могут превышать штрафы для физических лиц в десятки раз, решение о том, кого именно привлекать за нарушение, принимает соответствующий орган.

К административной ответственности за одно и то же правонарушение может быть привлечено одновременно и виновное должностное лицо организации, и сама организация.

Административная ответственность должностных лиц организаций

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. К таким лицам относятся:

  1. Руководители и другие работники организации;
  2. Арбитражные управляющие;
  3. Члены советов директоров, коллегиальных исполнительных органов юридических лиц;
  4. Члены счетных, ликвидационных, ревизионных комиссий юридических лиц;
  5. Руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;
  6. Физические лица, являющиеся участниками юридических лиц;

Руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.

Значение вины физических и юридических лиц

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступление вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Что касается юридических лиц, то они признаются виновными в совершении правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Административное наказание назначается правоприменителем в пределах санкции, установленной законом, предусматривающим ответственность за соответствующее правонарушение.

При назначении административного наказания физическому или юридическому лицу учитываются характер совершенного ими административного правонарушения, имущественное положение лица, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Смягчающие обстоятельства

Отягчающие обстоятельства

Раскаяние лица

Продолжение нарушения, несмотря на требование его прекратить

Добровольное прекращение противоправного действия

Повторное совершение однородного правонарушения в течение года

Добровольное сообщение в уполномоченный орган о нарушении

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения

Оказание содействия в установлении обстоятельств нарушения

Совершение правонарушения группой лиц

Предотвращение вредных последствий

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или ЧС

Добровольное возмещение ущерба или причиненного вреда

Совершение нарушения в состоянии опьянения

Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения


Совершение нарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых обстоятельств


Совершение правонарушение несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка


Привлечение к административной ответственности

Действующее российское законодательство изобилует составами административных правонарушений, по которым организации и должностные лица привлекаются в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены ФАС, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, МЧС, ФТС и другие органы власти. Всего на федеральном уровне закреплено более 70 органов, рассматривающих административные дела.

В 2020 году административному наказанию были подвергнуты почти 200 000 юридических лиц на общую сумму, превышающую 35 млрд руб. При этом в отношении 6 280 компаний была применена мера наказания в виде административного приостановления деятельности. Помимо собственно компаний было привлечено к ответственности 53 000 индивидуальных предпринимателей и свыше 1 млн должностных лиц. В отношении последних также почти 10 тыс. раз была применена мера наказания в виде дисквалификации.

Помимо огромного количества составов административных правонарушений, вытекающих из несоблюдения налогового, трудового, антимонопольного законодательств и отраслевых регулирующих норм, следует особо выделить такое правонарушение, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

На самом деле, эта статья не является неиспользуемой, ведь за 2020 г. в России было рассмотрено 523 подобных административных правонарушения. При этом средний размер штрафа, взысканного по ч. 2 указанной статьи, составил более 21 млн руб. В доковидном 2019 году таких дел было еще больше. При этом в большом количестве случаев помимо привлечения к административной ответственности организации на физических лиц заводились уголовные дела за дачу взятки.

Последствия привлечения к административной ответственности

Сведения об организациях, привлеченных к административной ответственности, вносятся Генеральной прокуратурой РФ в реестр, который публикуется в сети интернет и является общедоступным. Организации, сведения о которых содержатся в указанном реестре, не в праве выступать участниками торгов для государственных и муниципальных нужд.

Более того, с 1 июля 2021 г. начнет действовать Единый реестр видов федерального государственного и муниципального контроля, в котором будет содержаться информация о всех проверках, об органе контроля, который проводит проверку, о проверяемом лице и о результатах таких проверок. Реестр также будет открытым, и содержащиеся в нем сведения будут доступны неограниченному кругу лиц. Оператором Реестра выступит МинЭкономРазвития России.

Очевидно, что партнеры, поставщики и покупатели, действующие в соответствии с принципом должной осмотрительности, будут стараться избежать сотрудничества с такой «токсичной» компанией.

Предотвращение нарушений или устранение последствий?

При привлечении к административной ответственности важную роль играют обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, имело ли лицо возможность соблюдения норм закона, приняло ли все зависящие от него меры для их соблюдения, а также имелись ли обстоятельства, которые могут учитываться в качестве смягчающих. От указанных обстоятельств зависит не только размер наказания, но и сама возможность привлечения к ответственности.

Учитывая все описанные ранее риски привлечения к административной ответственности, очевидным становится вывод о том, что бизнес должен действовать превентивно, ведь лечение всегда дороже профилактики.

Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо или суд будет исследовать, что сделала сама компания для того, чтобы исключить совершение ее должностными лицами нарушений законов, правил и норм.

Инструменты комплаенс-системы

ФАС России расценивает комплаенс как один из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний. Более того, ФАС даже оказывает содействие в анализе разработанных ими внутренних документов в области комплаенса на предмет установления их соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Организациям следует использовать следующие основные инструменты комплаенс-системы:

  • Регламентация бизнес-процессов внутри компании;
  • Внедрение «горячей линии» с целью получения обратной связи от контрагентов и работников компании о возможных коррупционных фактах и иных фактах нарушений внутренних политик (в том числе анонимно);
  • Проведение компанией открытого расследования нарушений, совершенных ее должностными лицами;
  • Периодическое проведение обучения работников компании, проведение тренингов в сфере комплаенс.

Четко отлаженная Комплексная Система Комплаенс помогает не только не допускать правонарушения, но и в случае, если такие нарушения все же совершаются, система комплаенс служит основанием к смягчению ответственности юридического лица, а в ряде случаев — вовсе к ее исключению.





Получить консультацию