Коррупция и взятки: красные флаги для вашего бизнеса

  • 03.10.2023
Коррупция и взятки: красные флаги для вашего бизнеса

Организациям необходимо разработать процессы для выявления сделок и видов деятельности, повышающих риск взяточничества и коррупции. Любая подозрительная или необычная транзакция, независимо от того, выполняется ли она сотрудником или клиентом, должна быть выделена для рассмотрения соответствующим лицом в соответствии с применимыми законами и нормативными актами.

Все действия и транзакции, которые выходят за рамки ожидаемой активности сотрудников и клиентов, должны быть сгенерированы как “красный флаг” — для проверки и расследования комплаенс-менеджера в координации с другими соответствующими сотрудниками организации.

Красные флажки служат инструментом для мониторинга подозрительных и ненормальных транзакций и действий сотрудников и клиентов. Это триггерные точки, которые указывают на количество случаев и событий, произошедших в определенный период в связи с потенциальными случаями взяточничества и коррупции.

Общее количество "красных флажков" за определенный период свидетельствует об эффективности внедренных мер по борьбе со взяточничеством и коррупцией. Чем больше количество "красных флажков", тем слабее внутренний контроль за управлением рисками взяточничества и коррупции.

Роль комплаенс-офицера

Комплаенс-менеджеры должны обеспечить, чтобы механизм предупреждения включал возможные факторы риска взяточничества и коррупции с учетом профилей рисков различных клиентов. Пороговые значения оповещения устанавливаются для целей мониторинга транзакций и отмечаются в автоматизированной системе мониторинга транзакций. Предупреждения генерируются при нарушении пороговых значений или возникновении необычной транзакции/действия, после чего комплаенс-менеджер расследует такую транзакцию/действие.

Мониторинг транзакций - это непрерывный процесс, выполняемый сотрудником службы комплаенс с помощью определенных процессов мониторинга и механизмов проверки.

Мониторинг триггерных событий

Мониторинг триггерных событий взаимоотношений с клиентами, скорее всего, будет основан на продуманной идентификации характеристик транзакции, таких как:

  • необычный характер транзакции, такой как ненормальный размер или частота транзакций клиента;
  • характер серии транзакций;
  • географический пункт назначения или происхождения платежа, например, отправление платежа или транзакции из страны с высоким уровнем риска или в нее.

Определенные показатели высокого риска должны быть выделены, пересмотрены и исследованы, когда соответствующие действия и транзакции выходят за рамки ожидаемой активности клиента или превышают заранее установленный порог транзакций.

Многие тревожные сигналы могут потребовать усиленной должной осмотрительности или проверки. Эти тревожные сигналы могут быть выявлены в ходе различных деловых операций, описанных в данном руководстве, включая привлечение посредников, приобретение или инвестирование в целевую компанию, общую деловую активность, подарки и развлечения, благотворительные взносы и многое другое. Красные флажки должны генерироваться независимо от суммы, типа клиента и характера транзакции.

Триггерные точки для красных флажков

Ниже приведены некоторые примеры триггерных точек для предупреждения о коррупции и взяточничестве, которые должны быть выявлены и надлежащим образом расследованы сотрудником комплаенс-отдела:

  • ненужная выплата денежных средств сотрудником любой третьей стороне на его или ее счет;
  • платеж, полученный клиентом на банковский счет, который не соответствует профилю риска клиента;
  • реквизиты товара, отгруженного клиентом, не совпадают с реквизитами, предоставленными банку в торговых целях;
  • неожиданное погашение клиентом банку давно просроченного финансирования или займа;
  • завышенные и несанкционированные счета-фактуры, обработанные сотрудником для осуществления платежей кому-либо за пределами организации;
  • платеж, произведенный неквалифицированной третьей стороне или поставщику без подтверждающих доказательств и документации;
  • счет-фактура, полученный организацией от поставщика за работу, которая не была выполнена поставщиком;
  • частые трансграничные потоки денежных средств и транзакции сотрудников организации, особенно в странах с высоким уровнем риска, действующих в юрисдикциях с высоким уровнем риска;
  • платеж, произведенный иностранному государственному должностному лицу;
  • несоответствующие счета-фактуры или покупки, сделанные сотрудниками у поставщика, без очевидной деловой причины или обоснования;
  • крупная сумма денег, внесенная сотрудником маленькими порциями или внесенная сразу.



Получить консультацию