Мы привыкли, что термин «комплаенс» употребляется в деловой среде и обозначает соответствие компаний и их персон законодательным и этическим нормам в процессе бизнес-деятельности. Но комплаенс распространяется и на сферу медицины в коммуникациях между врачом и пациентом и предполагает добровольное, осознанное и правильное соблюдение вторым предписаний и назначенного режима лечения.
История становления комплаенс в медицине
До середины XX века в медицине преобладал принцип патернализма: врач прописывает схему терапии (лекарственные препараты, нелекарственные процедуры, соблюдение диеты, избавление от вредных привычек, добавление в образ жизни физической активности и т.д.) — пациент это все неукоснительно соблюдает. Авторитет медицинских работников был велик. Но со временем ситуация поменялась: участились случаи самостоятельного изменения людьми врачебных указаний, что обычно влекло за собой ухудшение их состояния здоровья.
В связи с этим в 1970-х годах и в медицинское сообщество пришло понятие комплаенса, ставшее неотъемлемой частью оценки эффективности лечебного процесса в ежедневной клинической практике и при проведении научных исследований. В российской системе здравоохранения о комплаенсе узнали пару десятилетий назад, переняв опыт зарубежной медицины.
Как работает медицинский комплаенс?
Если рекомендации врачей полноценно соблюдаются — можно говорить о высоком комплаенсе, если нарушаются — о низком. По данным американских медиков из-за низкой комплаентности каждый год погибает более 100 000 пациентов с различными заболеваниями. Также установлено, что около 10% всех случаев госпитализации связаны с несоблюдением назначений лечащего врача.
Но не следует перекладывать всю ответственность за комплаенс на пациента. Эффективная система соответствия в медицине подразумевает и осознанность врачей. Уровень комплаентности определяется комплексом следующих факторов:
- Поведенческими действиями пациента;
- Профессионализмом медицинских сотрудников;
- Характером медицинского вмешательства;
- Социально-экономическими показателями.
Стоит иметь в виду, что приверженность к терапии снижается с течением времени, особенно при хронических заболеваниях. Практически половина всех пациентов, которым назначаются препараты для лечения хронических болезней на достаточно долгий или даже пожизненный срок, перестают их принимать уже через год в случае кажущейся низкой эффективности или плохой непереносимости, проявляющейся ухудшением самочувствия. Эта проблема остается актуальной и на текущем этапе развития мирового здравоохранения.
Способы повышения уровня комплаенс в медицине
Со стороны врачей попытаться повысить комплаентность пациента можно следующими несложными действиями:
- Конкретно и простыми словами озвучивать цели лечения. Если человек не понимает, для чего именно принимает тот или иной препарат, то он с высокой вероятностью будет игнорировать прием лекарств;
- Учитывать образ жизни пациента. То есть помимо назначения терапии обращать внимание и на его привычки. Например, тем, кто страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в дополнении к назначенным препаратам и процедурам напоминать о необходимости соблюдения диеты как одного из ключевых факторов стабилизации состояния;
- Предупреждать о возможных побочных эффектах от принимаемых лекарств и рассказать четкий план действия в случае их наступления;
- Писать рецепты, схему приема препаратов и различные рекомендации в легко читаемом виде, в идеале — в формате напечатанных инструкций;
- Обговаривать финансовые возможности пациента. Если вдруг его доход не позволяет купить предлагаемые лекарства, то обязательно нужно предложить более бюджетные, но достаточно эффективные аналоги.
На сегодняшний день, к сожалению, имеет место быть значительный разрыв между высоким уровнем медицинских знаний и неудовлетворительными показателями результатов лечения. Медицина добилась огромных достижений, но ни на статистике заболеваемости, ни на показателях смертности, ни на продолжительности жизни это глобальным образом не сказывается. Одна из весомых причин — некомплаентность пациентов, в основе которой лежит недостаток внимания к своему здоровью.
Для изменения текущей отрицательной статистики в лучшую сторону важно найти некую связь между врачами и пациентами, которые должны прилагать все усилия для достижения общей цели — повышения уровня комплаенса в медицине.