Подход государственных органов к проверкам компаний изменился. Сегодня он, в основном, риск-ориентированный. Проверяющие оценивают внедрение организациями мер, направленных на осуществление контроля и формирование превентивной защиты. Такой подход свойственен в первую очередь ФАС России, считающей комплаенс одним из инструментов предупреждения и минимизации антимонопольных рисков для бизнеса.
С учетом того, что комплаенс — это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства, его внедрение, как следствие, снижает вероятность риска применения санкций для компаний по результатам проверок.
Какие органы могут проводить проверки?
Полномочиями по проведению проверок наделены:
- ФАС,
- ФНС,
- Роспотребнадзор,
- Ростехнадзор,
- Роструд,
- ЦБ РФ,
- Прокуратура,
- Следственный комитет,
- МЧС,
- МВД,
- Федеральная служба судебных приставов,
- ФСБ,
- Роскомнадзор,
- Пенсионный фонд,
- Фонд социального страхования,
- Финмониторинг и другие органы государственной власти.
Обычно в контексте санкций по итогам таких проверок речь идет об административной ответственности, например, о штрафах. При этом репутация бизнеса при определении масштабов налагаемых на него санкций — весомый фактор для проверяющих: должностные лица, как правило, более лояльны к фирмам, зарекомендовавшим себя как благонадежные, в которых присутствует система комплаенс-контроля. Она является смягчающим обстоятельством и позволяет прийти к компромиссу. Иногда можно и вовсе избежать привлечения к ответственности, получив лишь рекомендации по исправлению ошибок.
Основания проведения внеплановой проверки
- У бизнеса выявлены нарушения, и подошел срок к их исправлению по предписанию;
- Обращение клиента о нарушении прав потребителей;
- Наличие угрозы жизни и здоровью, окружающей среде и т.п.;
- Компания начала деятельность, требующую лицензии или разрешения;
- Поручение о проверке, изданное в рамках Указа Президента РФ (а также Правительства РФ или Прокуратуры).
Чаще всего объектами незапланированной проверки становятся документы и фактическое положение дел в организации. Обычно сначала проводится документарная проверка, а если обнаруживаются серьезные нарушения — на место выезжают специалисты. Чтобы быть готовыми к визиту любого из контрольно-надзорных органов, важно привести в порядок все документы и проверить соблюдение требований.
Чем поможет комплаенс-проверка?
Комплаенс-проверка — это комплексная проверка документов предприятия на соответствие требованиям законодательства. Комплаенс-специалисты проведут проверку так же, как это делают госорганы. Выездная проверка обычно занимает до 2 рабочих дней и является строго конфиденциальной.
Комплаенс-проверка анализирует соблюдение норм:
- Корпоративного законодательства,
- Налогового законодательства,
- Законодательства в сфере закупок,
- Законодательства по 115-ФЗ,
- Законодательства в сфере защиты данных,
- Трудового законодательства,
- Законодательства в сфере безопасности и охраны труда,
- Антикоррупционного законодательства,
- Антимонопольного законодательства,
- Общепринятых принципов бизнес-этики и международных стандартов,
- Соблюдения требований ФНС и Прокуратуры по проверке контрагентов.
По итогам комплаенс-проверки компания получает персональный отчет с перечнем имеющихся нарушений законодательства, связанных с ними рисков, а также рекомендации по их устранению.