Комплаенс-менеджер: что делает и чем полезен?

  • 23.08.2023
Комплаенс-менеджер: что делает и чем полезен?

Комплаенс-менеджеры в компании несут ответственность за обеспечение соответствия бизнес-процессов регулятивным требованиям. Их обязанности разнообразны и могут варьироваться от проведения оценки рисков до консультирования руководства.

Национальная Ассоциация Комплаенс на протяжении 10 лет укрепляет понятие «комплаенс-менеджер» в России. Одним из инструментов популяризации комплаенса является профессиональный стандарт в области комплаенса, разработанный с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Полное название профстандарта - специалист в области соответствия деятельности организации обязательным требованиям и добровольным обязательствам (комплаенс). С его помощью профессия комплаенс-менеджер появится и закрепится на российском рынке, что поможет отечественным компаниям работать эффективнее и выйти на новый уровень производства.

За счёт чего комплаенс выведет ваш бизнес на новый уровень? Например, налоговый комплаенс поможет уменьшить налоговую базу или получить пониженную ставку по налогу. А постоянное отслеживание изменения законов и нормативных актов, которым будет заниматься комплаенс-менеджер, даст возможность избежать штрафов в результате проверок контрольно-надзорных органов. Кроме того, комплаенс-система в Вашей организации может послужить дополнительным поводом для сотрудничества с Вашим бизнесом международных, например китайских, компаний.

Комплаенс-менеджер – кто это?

Менеджеры по комплаенсу несут ответственность за обеспечение соответствия всех корпоративных процессов и процедур закону. И не только закону — комплаенс-офицер также несет ответственность за то, чтобы деятельность компании соответствовала внутренним стандартам.

Этика поведения и корпоративная культура играет огромную роль в развитии и процветании бизнеса. В организациях со слабой этической культурой чаще происходят акты коррупции, отмывания денег и прочие противоправные действия. Само собой, это напрямую влияет на производительность компании – тянет её вниз.

Но на этике работа комплаенс-офицера не кончается – без него компании рискуют нарушить законы и нормативные акты, тем самым подвергая себя потенциальному репутационному ущербу и штрафам.

По мере ужесточения правил к соблюдению требований и после таких скандалов, как ADAC в 2014 году или совсем недавний случай с Wirecard, все больше компаний – от среднего бизнеса до крупных корпораций - полагаются на комплаенс-офицеров. Комплаенс-офицер следит за тем, чтобы компания была в курсе нормативных стандартов, а также выполняет роль внутреннего эксперта, следя за всеми изменениями и обеспечивая полное внедрение процессов комплаенс. Таким образом, комплаенс-менеджеры выполняют очень важную роль, а следовательно - спрос на квалифицированных специалистов в этой области высок.

Что делает комплаенс-офицер?

Вот некоторые функции комплаенс-офицера:

  • Контролирует все операционные процессы и процедуры, используя платформу комплаенс-менеджмента, чтобы гарантировать соблюдение компанией всех правовых норм и этических стандартов.
  • Управляет информационным потоком путем исследования, записи и анализа данных и информации. Благодаря регулярному потоку информации и проведению оценки комплаенс-рисков они обеспечивают бесперебойную работу бизнеса.
  • Обучает персонал таким образом, чтобы он был в курсе любых изменений законодательства и обновлений принципов соблюдения требований.
  • Выступает в качестве контактного лица и связующего звена между руководителями департаментов и высшим руководством.
  • Проводит регулярные оценки, чтобы определить, соответствует ли политика законодательству.

Комплаенс-офицеры обеспечивают связь между специализированными подразделениями и руководством. Чтобы избежать конфликта интересов, должность сотрудника по соблюдению требований не должна находиться в юридическом отделе или подчиняться непосредственно ему.

В идеале, комплаенс-отделу лучше находиться непосредственно в ведении совета директоров, гарантируя независимость, а также прямое подчинение высшему руководству. Это гарантирует, что до руководства дойдут не отфильтрованные отчёты.

Как стать комплаенс-менеджером?

Для успеха в профессии, комплаенс-офицерам требуются три основных навыка – понимание законодательства, предпринимательские навыки и уверенность в обработке данных.

Дополнительные требования включают:

  • Аналитическое мышление и способности;
  • Сильные коммуникативные навыки;
  • Правовая и моральная неприкосновенность;
  • Стратегическое мышление;
  • Хорошее владение английским языком;
  • Экспертное знание компании и соответствующего рынка;
  • Управленческий опыт и др.

Лучшей отправной точкой для карьеры специалиста по комплаенсу являются дипломы в области юриспруденции, делового администрирования или информатики.

Редко кто начинает работать в компании непосредственно в качестве специалиста по комплаенсу. Комплаенс-менеджеры должны досконально знать свою компанию и ее рыночную среду, прежде чем они смогут эффективно выполнять свою работу. Например, очень часто специалисты по комплаенсу начинают работать в юридическом отделе компании, а затем переходят на должность комлпаенс-офицера.

Любой из Вас сможет стать комплаенс-менеджером, а Национальная Ассоциация Комплаенс поможет с этим. При поддержке МГУ им. М.В.Ломоносова мы проводим обучение по профессии комплаенс-офицер. 

На курсе «Комплаенс Менеджмент» спикеры и эксперты введут Вас в курс профессии и объяснят все её тонкости, а в конце обучения Вы получите удостоверение о повышении квалификации от МГУ им М.В. Ломоносова и сертификат Национальной Ассоциации Комплаенс.




Получить консультацию