Согласно ГК РФ, договор считается заключенным, если он не просто подписан, а ели между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Это соглашение может достигаться двумя способами: • Путем принятия предложения другой стороны; • Путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах.
Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для контрактов данного вида.
Направления комплаенс-контроля
Комплаенс-контроль – это мониторинг, который позволяет осуществить контроль работы организации (своей или сторонней) на предмет ее соответствия законодательным актам, особенно в части финансового оборота и добросовестности ведения бизнеса.
Перед заключением любого договора необходимо провести предварительные комплаенс-исследования в отношении контрагента. Особо важную роль при заключении договора имеют:
- Санкционный, антимонопольный, антикоррупционный комплаенс и др. – это управляющие функции, обеспечивающие соблюдение законодательных норм и стандартов компаний, которые выявляют и учитывают возможные риски, а также факты нарушения закона как внутри организации, так и при проверке контрагента;
- ПОД ФТ – противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма;
- Должная осмотрительность, отраслевой комплаенс;
- Налоговый, финансовый комплаенс и комплаенс бизнес-процессов.
Важно понимать, что комплаенс-контроль учитывает нюансы, которые юридический отдел компании может пропустить или не учесть, создавая основную форму договора или соглашения:
- Нюансы репутационного характера;
- Нюансы, связанные с возможным рискориентированным прогностическим анализом;
- Доведение до банкротства через какое-то время;
- Наличие факторов, которые свидетельствуют о возможных судебных взысканиях и т.д.
Комплаенс-контроль учитывает те факты и требования по организации или контрагенту, которые не входят в область внимания и прочих служб (финансовой, службы безопасности и др.). Например, выявляет, попадает ли участник договора под ограничения санкционного законодательства, проводит сбор сведений о подозрительных финансовых операциях, устанавливает наличие аффилированных связей и конфликта интересов.
Комплаенс помогает организации заглянуть на несколько шагов вперед, понять, действительно ли заключение этого договора принесет именно те результаты, на которые вы рассчитываете.
Нарушения, выявленные в рамках комплаенс-контроля, могут послужить основанием для расторжения договора в одностороннем порядке, например, в случае возникновения факта коррупционной деятельности.
На каком этапе подключается комплаенс-контроль?
Безусловно, комплаенс-контроль включается уже на первоначальном этапе посредством использования всех доступных возможностей для получения и проверки информации о контрагенте в соответствии с принципом должной осмотрительности.
Проведение комплаенс-контроля осуществляет комплаенс-менеджер, либо лицо, на которое возложены обязанности по осуществлению комплаенс-проверок. В любом случае это должностное лицо должно находиться в прямом подчинении генерального директора или совета директоров и активно взаимодействовать со всеми подразделениями.
Комплаенс-менеджер обязательно проводит соответствующую проверку в рамках антимонопольного, антикоррупционного, санкционного и других необходимых для конкретной ситуации направлений комплаенс-проверки.
Важно учесть, что установленная добросовестность контрагента не является основанием для отказа включать комплаенс-оговорки в заключаемый договор.
Комплаенс-оговорки в контракте
По своей природе комплаенс-оговорка – это установление заверений и гарантий сторон об отказе от нарушения законодательства, отказе от взяточничества, коммерческого подкупа, незаконных платежей, а также от совершения иных противоправных действий, которые могут привести к нарушению одной из сторон договора применимого закона. Комплаенс-оговорка является признаком ответственного ведения бизнеса.
На основании проведенных проверок и утвержденных соглашений между сторонами в заключаемый договор вводятся комплаенс-оговорки, например, о возложении на контрагента ответственности за соблюдение гарантий соответствия закону, либо о последствиях обнаружения конфликта интересов.
Основные виды комплаенс-оговорок:
- Антикоррупционные;
- Антимонопольные;
- Налоговые;
- Санкционные;
- По должной осмотрительности;
- Экологические;
- NDA-оговорки (о неразглашении информации).
Наличие комплаенс-оговорок в договоре позволяет подчеркнуть, что бизнес придерживается принципа должной осмотрительности, и создать его порядочную деловую репутацию исполняющего свои обязательства партнера.