Система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) для большинства российских компаний стала стандартной составляющей ведения бизнеса. Но проблема заключается в том, что основная масса фирм воспринимают ее «для галочки», лишь бы государство не предъявляло претензий.
Такой подход крайне неверный. Не стоит недооценивать важность роли ПОД/ФТ в деловой жизни не только хозяйствующих субъектов, но и всей страны. Антиотмывочное законодательство эффективно расширяет сферу своего влияния. Регулярно блокируются тысячи банковских счетов и происходят отказы в проведении финансовых операций, которые не кажутся банку достаточно «прозрачными».
Сейчас ПОД/ФТ/ФРОМУ — интернациональная система. Каждой организации следует уделять ей не меньшее внимание, чем ведению бухгалтерского учета или соблюдению антикоррупционного законодательства. Для внутреннего контроля ПОД/ФТ также важно наличие комплаенса, который помогает придерживаться установленных КНО требований и правил.
Причины появления системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
По статистике годовой оборот средств, полученных преступным путем, достигает во всем мире порядка 2 трлн $. Эта сумма сопоставима с бюджетами крупнейших держав, таких как Россия или США.
Теневые доходы, запущенные в оборот, подрывают экономику стран. Такие вбросы или, наоборот, неожиданное изъятие денег приводят к резкому изменению стоимости финансовых инструментов, дестабилизируют спрос на финансовые ресурсы и даже могут стать триггером к политическим волнениям. Про угрозы от финансирования терроризма можно не объяснять.
В 1989 году в Париже во время проведения встречи стран «Большой семерки» была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ (Financial Action Task Force). На 2019 г. ее членами являлись 37 стран и 2 международные организации.
Правовое регулирование сферы
Базовым документом для системы ПОД/ФТ являются рекомендации ФАТФ (всего их 40). Они признаны стандартами международного уровня и обязательны для выполнения государствами-членами ООН. C 2004 г. в деятельности ФАТФ от имени РФ участвует Росфинмониторинг.
В России антиотмывочная деятельность регулируется:
- Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Правовыми актами Правительства РФ;
- Нормативными актами Росфинмониторинга, ЦБ РФ, Пробирной палаты РФ.
Основные направления работы по ПОД/ФТ
- Выявление подозрительных сделок и операций;
- Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
- Исследование финансово-хозяйственной деятельности клиентов;
- Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, по приостановлению операций;
- Направление сведений в уполномоченный орган (об операциях обязательного контроля, о подозрительных операциях, о применении мер по замораживанию, о случаях приостановления операций и т.п.);
- Проведение обучения сотрудников организации по вопросам ПОД/ФТ и т.д.
Какие документы для проверки ПОД/ФТ могут запросить КНО?
Надзорные ведомства для проведения проверки в целях выявления нарушения законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ могут потребовать от компании следующие локальные документы:
- Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
- Внутренние документы, разработанные организацией и регламентирующие ее деятельность в области ПОД/ФТ;
- Распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и реализацию программ их осуществления;
- Документы, подтверждающие соответствие ответственного сотрудника квалификационным требованиям;
- Информацию о подключении к личному кабинету организации на портале уполномоченного КНО;
- Внутренний распорядительный документ о доступе ответственных сотрудников к личному кабинету;
- Материалы внутреннего контроля по вопросам исполнения документов по ПОД/ФТ;
- Анкеты (досье) всех клиентов организации, находящихся на обслуживании;
- Запросы, поступившие из Росфинмониторинга, в отношении клиентов;
- Сведения о приостановленных операциях клиентов;
- Сведения о случаях отказа в приеме на обслуживание клиентов;
- Сведения о применении/не применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств;
- Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ сотрудников;
- Все документы по учету прохождения обучения персонала и проверки знаний по ПОД/ФТ и др.
Когда проводится первичная проверка знаний по ПОД/ФТ?
Раньше не было четких критериев по срокам проведения первичной проверки знаний по ПОД/ФТ. Но в соответствии с Указанием Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ» ответственные сотрудники должны пройти такую проверку не ранее, чем через 10 рабочих дней, но не позднее 2 месяцев с даты проведения вводного (первичного) инструктажа.
Внедренная на предприятии система комплаенс позволяет максимально эффективно подготовить персонал к первичной проверке знаний по ПОД/ФТ. Она объединяет в себе все законодательные правила антиотмывочной отрасли и помогает выстроить превентивную защиту от рисков, связанных с ней.