История появления комплаенс-контроля в отечественных компаниях берет свое начало в 1999 году. Тогда Центральный Банк России (ЦБ РФ) подписал Указание № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях». Это первый документ, в котором присутствовало упоминание и пояснение термина «комплаенс-контроль».
Несмотря на то, что Указание было ориентировано на деятельность банков, принципы и нормы комплаенса стали актуальны и для других учреждений финансового и кредитного сектора. Комплаенс-контроль в документе определялся как внутренний мониторинг, позволяющий осуществлять контроль деятельности банковского учреждения на предмет ее соответствия законодательным актам, регламентирующим данную отрасль.
Комплаенс контроль в наши дни
К сожалению, пока далеко не все российские компании осознают важность внедрения внутреннего контроля комплаенс, поэтому руководители не считают нужным тратить на эту функцию ни время, ни деньги. При этом западные корпорации демонстрируют на практике, что правильно выстроенная система комплаенс контроля позволяет не только создать превентивную защиту от рисков, но и сформировать добавочную стоимость компании.
Комплаенс дает фирме множество преимуществ, например:
- лояльность и доверие клиентов, акционеров, партнеров;
- гарантия защиты имиджа и репутации;
- возможность выхода на мировые рынки, так как наличие системы комплаенс – обязательное условие для зарубежного бизнеса;
- повышение уровня инвестиционной привлекательности и др.
Комплаенс-служба в организации выполняет функцию консультационного центра по внутренней комплаенс-политике и внедрению корпоративных комплаенс-процедур. Такое взаимодействие со структурными подразделениями обеспечивает комплаенс-контроль потенциальных рисков на ранних стадиях, что упрощает их нейтрализацию.
Почему комплаенс-контроль необходим не только банкам?
В России на данном этапе основной целевой аудиторией комплаенса являются две категории компаний: из финансового сектора и те, которые ориентированы на международное сотрудничество. В банках комплаенс-контроль положен на законодательном уровне со стороны ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Вторых иметь действующую систему комплаенс обязывает законодательство иностранных государств. В этих двух случаях комплаенс необходим независимо от масштаба предприятия.
Для компаний из других отраслей комплаенс, пока что, носит добровольный характер. Несмотря на это, соблюдение антикоррупционных, налоговых, экологических и многих других нормативов обязательно для всех участников рынка без исключения. Законопослушность позволит защитить бизнес от наступления множества рисков:
- запрет на проведение операций по счетам;
- назначение выездных проверок;
- административные штрафы;
- санкции в отношении должностных лиц;
- приостановление деятельности;
- отмена лицензии;
- признание недействительности экономических операций;
- ущерб бизнес-репутации;
- уголовная ответственность персон и многих других.
Главным фактором развития инструмента комплаенс является государственное регулирование. Когда каждую сделку и операцию могут проверить с точки зрения комплаенс-контроля, это дисциплинирует, ведь никому не хочется рисковать репутацией или деньгами. А принимая во внимание поступательное движение России в сторону международной интеграции, комплаенс-контроль будет несомненно являться одним из ключевых компонентов данного движения.