Борьба со взятками и коммерческим подкупом: проверенный способ

  • 17.07.2020
Борьба со взятками и коммерческим подкупом: проверенный способ

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» каждая компания обязана принимать меры по предупреждению правонарушений в этой области. Сам термин «коррупция» включает в себя несколько вариантов преступления закона:

  • злоупотребление служебным положением;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • дача или получение взятки;
  • коммерческий подкуп;
  • любое другое противоправное использование занимаемой должности в корыстных целях, противоречащих интересам государства и общества, с выгодой для себя или третьих лиц.

Также следует иметь в виду, что совершенные сотрудником вышеуказанные действия могут повлечь за собой ответственность для всей компании.

Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?

Взятка и коммерческий подкуп являются одними из самых распространенных коррупционных нарушений. Их смысл одинаковый: дача денежных или иных ценных средств для получения выгоды. Разница кроется со стороны правоотношений:

  • Взяткой считается получение денег, подарков, движимого и недвижимого имущества, которое можно оценить в деньгах, должностным лицом, работающим в государственных органах. Получение и дача взятки регулируются статьями 290 и 291 Уголовного кодекса РФ;
  • Коммерческим подкупом также является передача ценных средств или оказание неких услуг для незаконного получения выгоды и достижения определенных целей, но не в государственном аппарате, а в предпринимательской сфере. То есть получателем будет не чиновник, а руководитель фирмы.

Отличие заключается еще и в том, что взятка может даваться как до, так и после совершения необходимых от должностного лица действий. Коммерческий же подкуп – предварительное событие.

Антикоррупционные регуляторы

Российские правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления, закреплены в:

  • Уголовном кодексе РФ;
  • Кодексе РФ «Об административных правонарушениях»;
  • Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

К зарубежным законам с экстерриториальным действием относятся:

  • FCPA – Foreign Corrupt Practices Act – Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом»;
  • UK BA – United Kingdom Bribery Act – Закон Великобритании о взяточничестве.

Нарушение антикоррупционного законодательства сотрудником влечет за собой потерю репутации для всей компании, выплату весомых штрафов, отстранение от занимаемой должности или даже лишение свободы в соответствии с нормами УК РФ. Поэтому подобные преступления лучше предотвратить, чем устранять их последствия. А эффективным механизмом для защиты бизнеса и его персон в этой сфере является антикоррупционный комплаенс.

Как выстроить систему антикоррупционного комплаенса на предприятии?

Минтруд РФ в своих Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г. выделил 8 базовых принципов для создания превентивной антикоррупционной защиты:

  1. Ведение деятельности организации в соответствии с действующим законодательством;
  2. Правильный антикоррупционный «тон сверху»;
  3. Вовлеченность сотрудников: информирование о принятых мерах по борьбе с коррупцией, проведение обучения и тестирования на предмет соблюдения внедренной комплаенс-системы;
  4. Соответствие антикоррупционных мер реальным коррупционным рискам;
  5. Эффективность антикоррупционных процедур и их пересмотр и доработка в случае необходимости;
  6. Обязательное применение наказания за факт совершения коррупционного преступления;
  7. Открытость и прозрачность ведения бизнеса для государства, партнеров, контрагентов и клиентов;
  8. Постоянный внутренний контроль за практическим соблюдением антикоррупционных локальных нормативно-правовых актов.

Целью этих рекомендательных принципов является создание унифицированного подхода к построению антикоррупционной комплаенс-системы компании независимо от ее юридической формы собственности, размера, отраслевой деятельности и других индивидуальных особенностей.




Получить консультацию