Меню
Оставить заявку

Антимонопольный комплаенс: какие изменения стоит ожидать в 2022 году?

  • 09.11.2021
Антимонопольный комплаенс: какие изменения стоит ожидать в 2022 году?

Государственной Думой 02.07.2021 года был принят пакет поправок к 44-ФЗ, направленный на исключение избыточных и устаревших требований, максимальную автоматизацию выполняемых процедур и внедрение электронного документооборота, в том числе внедрение электронного актирования, — Федеральный закон № 360 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основная часть нововведений, касаемых антимонопольного комплаенса, вступит в силу с 01.01.2022 г., некоторые изменения заработают позже.

К ключевым новшествам, которые начнут действовать с начала 2022 года, относятся:

  • Сокращение способов размещения заказов;
  • Сокращение сроков проведения закупок;
  • Новые основания для отклонения;
  • Изменение порядка заключения контракта со вторым участником при уклонении победителя;
  • Введение единых требований к извещению, которое заменит тендерную документацию, независимых гарантий, механизма универсальной предквалификации, ЭДО и электронного актирования

Остальные поправки будут внедряться поэтапное до 2023 года и коснутся:

  • Состава заявки и регламента проведения закупок;
  • ЭДО в претензионной работе;
  • Правил проведения процедуры электронной приемки;
  • Подготовки контракта с использованием ЕИС;
  • Особых закупок у единственного источника (покупки ценностей, закупок для дипломатов и т. п.).

На что особенно стоит обратить внимание в антимонопольных изменениях?

Документацию трансформировали в извещение с приложениями

  1. Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок;
  2. Закупочных документов станет больше и электронных, и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП;
  3. Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это повод внести изменения в приказы учреждения;
  4. Нужно подготовить самостоятельные файлы каждого приложения к извещению. Эти приложения следующие:
  • описание объекта закупки,
  • обоснование НМЦК,
  • проект контракта,
  • требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке,
  • порядок рассмотрения и оценки заявок в конкурсе,
  • доптребования к участникам закупок (ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ).

Предквалификацию установили для участников закупок

Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб.

  1. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактов с ценой не менее 20% НМЦК за последние 3 года с погашенными пенями и штрафами;
  2. Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

Число членов комиссии снизили до трех

  1. С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее 3 человек (раньше нужно было не менее 5). С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой — возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов;
  2. Уже сейчас нужно получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ);
  3. Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому. На это уйдет минимум 3 недели, а все должно быть готово к 1 января.

Установили срок хранения закупочных документов

  1. В 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ);
  2. Если при проверках контролерами данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ);
  3. Сейчас на бумаге нужно хранить, как минимум:
  • конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения,
  • заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ),
  • журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками,
  • документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ),
  • планы-графики,
  • документы, составленные в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок.

Установили единые требования к едпоставщику

Теперь единые требования распространили не только на конкурентные закупки, но и на закупки у единого поставщика по пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 (ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

  1. Чтобы проверить едпоставщика на соответствие единым требованиям, перед заключением контракта необходимо использовать открытые источники. Например:
  • найти сведения об участнике в РНП, ЕРУЗ,
  • проверить подлинность сертификатов и лицензий,
  • проверить на непроведение ликвидации и неприостановление деятельности,
  • провести проверку на отсутствие конфликта интересов,
  • отследить, чтобы компания не является офшорной.
  1. Потребуется каждый раз проверять всех единственных поставщиков на единые требования. Это займет дополнительные дни в каждой закупке;
  2. Если при проверке едпоставщика обнаружится, что он не соответствует единым требованиям, то контролеры посчитают заключенный контракт недействительным.



Получить консультацию