Государственной Думой 02.07.2021 года был принят пакет поправок к 44-ФЗ, направленный на исключение избыточных и устаревших требований, максимальную автоматизацию выполняемых процедур и внедрение электронного документооборота, в том числе внедрение электронного актирования, — Федеральный закон № 360 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основная часть нововведений, касаемых антимонопольного комплаенса, вступит в силу с 01.01.2022 г., некоторые изменения заработают позже.
К ключевым новшествам, которые начнут действовать с начала 2022 года, относятся:
- Сокращение способов размещения заказов;
- Сокращение сроков проведения закупок;
- Новые основания для отклонения;
- Изменение порядка заключения контракта со вторым участником при уклонении победителя;
- Введение единых требований к извещению, которое заменит тендерную документацию, независимых гарантий, механизма универсальной предквалификации, ЭДО и электронного актирования
Остальные поправки будут внедряться поэтапное до 2023 года и коснутся:
- Состава заявки и регламента проведения закупок;
- ЭДО в претензионной работе;
- Правил проведения процедуры электронной приемки;
- Подготовки контракта с использованием ЕИС;
- Особых закупок у единственного источника (покупки ценностей, закупок для дипломатов и т. п.).
На что особенно стоит обратить внимание в антимонопольных изменениях?
Документацию трансформировали в извещение с приложениями
- Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок;
- Закупочных документов станет больше и электронных, и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП;
- Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это повод внести изменения в приказы учреждения;
- Нужно подготовить самостоятельные файлы каждого приложения к извещению. Эти приложения следующие:
- описание объекта закупки,
- обоснование НМЦК,
- проект контракта,
- требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке,
- порядок рассмотрения и оценки заявок в конкурсе,
- доптребования к участникам закупок (ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ).
Предквалификацию установили для участников закупок
Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб.
- Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактов с ценой не менее 20% НМЦК за последние 3 года с погашенными пенями и штрафами;
- Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.
Число членов комиссии снизили до трех
- С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее 3 человек (раньше нужно было не менее 5). С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой — возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов;
- Уже сейчас нужно получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ);
- Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому. На это уйдет минимум 3 недели, а все должно быть готово к 1 января.
Установили срок хранения закупочных документов
- В 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ);
- Если при проверках контролерами данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ);
- Сейчас на бумаге нужно хранить, как минимум:
- конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения,
- заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ),
- журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками,
- документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ),
- планы-графики,
- документы, составленные в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок.
Установили единые требования к едпоставщику
Теперь единые требования распространили не только на конкурентные закупки, но и на закупки у единого поставщика по пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 (ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
- Чтобы проверить едпоставщика на соответствие единым требованиям, перед заключением контракта необходимо использовать открытые источники. Например:
- найти сведения об участнике в РНП, ЕРУЗ,
- проверить подлинность сертификатов и лицензий,
- проверить на непроведение ликвидации и неприостановление деятельности,
- провести проверку на отсутствие конфликта интересов,
- отследить, чтобы компания не является офшорной.
- Потребуется каждый раз проверять всех единственных поставщиков на единые требования. Это займет дополнительные дни в каждой закупке;
- Если при проверке едпоставщика обнаружится, что он не соответствует единым требованиям, то контролеры посчитают заключенный контракт недействительным.