Меню
Оставить заявку

Антимонопольное законодательство — как соответствовать?

  • 26.04.2021
Антимонопольное законодательство — как соответствовать?

Антимонопольное законодательство регулирует следующие отношения:

  • Защита конкуренции;
  • Предупреждение и пресечение монополистической деятельности;
  • Достигнутые за пределами территории РФ соглашения между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также совершаемые ими действия, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ.

Законодательная база

Антимонопольное законодательство состоит из следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ;
  • ГК РФ;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции (КоАП РФ, 44-ФЗ, 223-ФЗ и др.);
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа;
  • Международный договор РФ;
  • Решения межгосударственных органов.

Антимонопольное законодательство, обеспечивающее формирование единого рынка, находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьи КоАП РФ, регулирующие административную ответственность за антимонопольные правонарушения:

  • Нарушение законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3);
  • Ограничение конкуренции органами государственной власти (ст. 14.9);
  • Злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31–14.31.2);
  • Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32);
  • Недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33);
  • Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40);
  • Невыполнение предписаний антимонопольного органа (ст. 19.5);
  • Непредставление информации, ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган (ст. 19.8).

Статьей 178 УК РФ преступлением признается заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающую конкуренцию соглашения (картеля). В данной статье отрегулированы уголовно-правовые отношения, которые возникают при совершении преступления, поэтому данная норма не является нормой конкурентного права.

Зачем соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Удельный вес закупок в объеме ВВП России растет с каждым годом. Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста.

Если компания хочет получить доступ к деньгам и заказчикам (клиентам), осуществляющим регламентированные закупки, тогда ей жизненно необходим антимонопольный комплаенс.

Также одна из задач антимонопольного комплаенса — упростить данную юридическую схему и в облеченном виде (например, в виде алгоритмов действий, поведенческих моделей, регламентов и т.п.) донести до конкретных исполнителей, что можно делать, а чего делать не следует, потому что есть риски ответственности.

Антимонопольный комплаенс как система управления позволяет:

  • Избегать непонятных претензий госорганов;
  • Колоссальных убытков (в том числе оборотных штрафов);
  • Дает возможность тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение других проблем.

Как соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Президент России 1 марта 2020 г. подписал Закон 33-ФЗ, закрепляющий положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (иначе — о системе антимонопольного комплаенса). Цель внедрения антимонопольного комплаенса — вовремя обнаружить и предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и их пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом — смягчить ответственность.

Антимонопольный комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Комплаенс-служба — это «внутренний маленький антимонопольный орган» со своими правилами и регламентами, направленными на контроль деятельности организации.

С чего начать внедрение антимонопольного комплаенса?

Для начала необходимо провести антимонопольный аудит — важно оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к дальнейшей работе.

  1. Определить требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:
  • Исследовать законодательство, а также административную и судебную практику по интересующим компанию направлениям;
  • Определить долю на рынке. Это важно знать, поскольку значительная занимаемая доля возлагает дополнительные обязанности. Данные действия следует осуществлять регулярно, даже если при первоначальном аудите доля окажется незначительной — так удастся не упустить момент ее изменения;
  • Учесть выход, в том числе планируемый, на новые рынки и их специфику.
  1. Оценить риски компании, исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:
  • Внутреннего взаимодействия сотрудников компании (корпоративные мессенджеры, электронная почта, системы электронного документооборота);
  • Сайта компании и документов, предназначенных для распространения среди неопределенного круга лиц;
  • Прошлого опыта привлечения компании к ответственности антимонопольными органами, судами;
  • Переписки с контрагентами и их антимонопольных рисков.
  1. Оценить вероятность возникновения негативных последствий.
  2. Смоделировать антимонопольные нарушения: провести опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).

Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения необходимо составить внутренний акт или несколько связанных между собой документов и обучить сотрудников.

Антимонопольный комплаенс — обязательные требования

В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:

  • Порядок оценки антимонопольных рисков;
  • Меры по снижению рисков;
  • Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса;
  • Порядок ознакомления работников с внутренним актом;
  • Информация об ответственном должностном лице.

Также этот Закон предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.




Получить консультацию