Антикоррупционный комплаенс: как выявлять проблемы на ранней стадии

  • 29.12.2023
Антикоррупционный комплаенс: как выявлять проблемы на ранней стадии

Хотя многие организации в настоящее время хорошо разбираются в необходимых компонентах программы антикоррупционного комплаенса - например, достаточных ресурсах, жестком тоне руководства и должной осмотрительности третьих сторон, - простое проставление галочек в этих полях не приводит к созданию эффективной системы раннего предупреждения. Организации могут повысить свои шансы на раннее выявление проблем с коррупцией и уменьшить трудности, связанные с дорогостоящими расследованиями, если они будут помнить о следующих рекомендациях и включат их в свои программы комплаенса.

“Теневые” схемы отчетности могут маскировать коррупционный риск

Многие компании предлагают своим сотрудникам как формальные, так и неформальные механизмы для сообщения о проблемах, связанных с борьбой с коррупцией. Они руководствуются тем, что чем больше способов будет у людей чтобы озвучить эти проблемы, тем больше вероятность того, что они это сделают.

Формальные механизмы, такие как горячие линии по вопросам добросовестности, обычно сопровождаются средствами контроля: поступающие жалобы документируются, поручаются соответствующим лицам для расследования и оцениваются комплаенс-менеджерами с использованием соответствующих стандартов. Более неформальные механизмы, такие как персонал, сообщающий о проблемах непосредственно своим руководителям, могут не иметь таких средств контроля.

Менеджеры могут не документировать проблемы коррупции, о которых им сообщают, и могут быть не обучены тому, как реагировать на них. Что еще хуже, у менеджеров могут быть финансовые стимулы скрывать проблемы коррупции, о которых им сообщают. Такая динамика может создать “теневую” сеть отчетности, которая в конечном итоге скрывает потенциальные коррупционные риски от тех, кто имеет наилучшие возможности для их надлежащего устранения. Напротив, более эффективная программа обеспечила бы надлежащую подготовку менеджеров и стимулировала бы их к эскалации проблем, о которых им сообщается.

Очное обучение создает улицу с двусторонним движением

По мере того, как все больше компаний переходят к веб-инструментам обучения борьбе с коррупцией, им следует помнить о важном преимуществе очного обучения: это возможность двустороннего обмена информацией. Штатный юрист или комплаенс-менеджер знакомит сотрудников с законами о коррупции, политикой компании и с тем, как выявлять коррупционные риски. Сотрудники, в свою очередь, задают вопросы и делятся анекдотами, которые информируют ответственное лицо о видах коррупционных рисков, с которыми сталкиваются сотрудники в своей повседневной деятельности. Чрезмерная зависимость от онлайн-обучения может лишить организацию этой важнейшей возможности узнать о реальных сценариях, с которыми сталкиваются сотрудники - особенно в подразделениях с высоким уровнем риска.

Идет ли система комплаенс в ногу с ростом бизнеса?

Когда компании переживают взрывной рост, ресурсы по соблюдению требований иногда могут отставать. Эта проблема может быть особенно острой для компаний, которые быстро выходят на развивающиеся рынки или в большей степени полагаются на третьи стороны для ведения бизнеса в местах, подверженных коррупции. Комплаенс-служба не может эффективно выявлять проблемы коррупции, если она не знакома с деловыми практиками высокого риска или не располагает необходимым количеством квалифицированного комплаенс-персонала для реагирования на возникающие проблемы. Обеспечение соответствия ресурсам в конечном счете требует от высшего руководства готовности потратить деньги, необходимые для создания программы антикоррупционного соответствия, которая соответствует коррупционным рискам, сопутствующим росту бизнеса.

Для мониторинга, основанного на оценке рисков, нет кратчайшего пути

Ничто не заменит мониторинг для проверки того, действительно ли сотрудники соблюдают антикоррупционную политику и процедуры. Мониторинг не означает, что компания должна перевернуть все вверх дном. Вместо этого требуется понимание того, где коррупционные риски наиболее высоки, а затем продуманное планирование для проверки этих областей риска. Эффективный мониторинг может включать целенаправленную проверку отчетов о расходах сотрудников, выборку контрактов и счетов-фактур от третьих лиц, подверженных высокому риску, и периодическую проверку списков поставщиков для поиска одноразовых поставщиков. Эти рутинные проверки становятся частью “мышечной памяти” организации и помогают выявлять коррупционные риски до того, как они перерастут в более серьезные проблемы.

Чем больше глаз и ушей, тем лучше система раннего выявления

Программы антикоррупционного комплаенса работают лучше всего, когда каждый сотрудник является заинтересованной стороной, даже в тех функциях, которые традиционно не рассматриваются как играющие роль комплаенса. Это означает, что бизнес-персонал, который часто создает коррупционный риск, понимает риски, с которыми сталкивается, и соглашается с тем фактом, что бизнес, соответствующий требованиям, лучше в долгосрочной перспективе. Финансовый и бухгалтерский персонал вносит свой вклад в выявление признаков коррупции в документах о возмещении расходов и счетах-фактурах третьих лиц. Отдел закупок оказывает помощь в выявлении коррупционных рисков в процессе выбора поставщика. Внутренние аудиторы включают области потенциального коррупционного риска в свои планы аудита. Высшее руководство и члены Правления выполняют свои надзорные функции и привлекают людей к ответственности в случае возникновения коррупции. Каждая из этих заинтересованных сторон выступает в качестве глаз и ушей организации, для раннего выявления и устранения потенциального коррупционного риска. Если они хорошо обучены и понимают ту роль, которую играют, они могут значительно улучшить систему раннего выявления в компании.




Получить консультацию