Цифровизация комплаенса: усовершенствование технологических возможностей системы

Цифровизация комплаенса: усовершенствование технологических возможностей системы

В наши дни цифровизация проникла во все аспекты жизнедеятельности как обычных граждан, так и коммерческих предприятий. И в бизнес-среде система комплаенса не стала исключением.

Корпоративные комплаенс-технологии становятся особо актуальными, так как они помогают эффективнее и комфортнее справляться с большими объемами данных, которые свойственны любой корпоративной системе. Цифровые решения освобождают персонал от ручного труда, тем самым минимизируя человеческий фактор, что снижает риски возникновения нарушения норм регуляторов.

 

Комплаенс-сферы, которым необходима цифровизация

 

Традиционный комплаенс на бумаге помогает управлять лишь частью рисков. Но для более глубокого контроля привычных мер недостаточно.

 

Среди всех сторон бизнеса можно выделить 6 основных элементов, которые без технологий в современных реалиях существовать просто не могут:

 

  1. Проверка благонадежности контрагентов: оценка финансовой стабильности и кредитоспособности, выявление налоговых и репутационных рисков;
  2. «Горячая линия» по информированию и ведению дел;
  3. Внутренняя политика;
  4. Санкционный комплаенс: проверка партнеров и контрагентов на присутствие в санкционных списках;
  5. Конфликт интересов: связь персонала с контрагентами, связь сотрудников и контрагентов с госорганами;
  6. Коммуникация.

 

Взять, к примеру, анализ коммуникационных рисков. Здесь необходимо контролировать, что и кому отправляют сотрудники. Сотни, а иногда тысячи компьютеров, десятки тысяч файлов и писем – ежедневный ручной анализ электронных данных просто невозможен. А если не уделять этому моменту должное внимание, то в информационной и юридической безопасности образуется брешь. То же самое касается закупочной, коммерческой и договорной части работы предприятия.

 

Сложности цифровой трансформации комплаенса

 

По ожиданиям экспертов 2020 год обещает стать поворотным в области цифровизации комплаенса. Связано это с тенденцией массового внедрения высокотехнологичных информационных продуктов и постепенным превалированием электронного комплаенса над бумажным. Бизнес начинает осознавать, что ручной комплаенс-контроль – это дорогое и рискованное удовольствие. Автоматизация является более эффективным и по итогу менее затратным методом.

 

Но несмотря на позитивные веяния, при внедрении цифровизации в систему комплаенса до сих пор прослеживаются некоторые трудности:

 

  • Без онлайн-обучения и тестирования сотрудников комплаенс остается лишь формальностью. Важно не только донести информацию до персонала и закрепить ее путем тестирования, но и привить комплаентное бизнес-поведение на практике.

 

  • При проверке контрагентов необходимо разрабатывать сложную индикацию благонадежности. Те алгоритмы, которые работали еще год назад, сегодня могут пропускать «рискованные» компании. Также системы не всегда справляются с обработкой неструктурированных данных из СМИ, что увеличивает шансы наступления репутационных рисков. А анализируемая информация из бизнес-реестров и открытые материалы на порталах госорганов иногда неактуальны.

 

  • Похожая ситуация возникает в сфере проверки на конфликт интересов. Доступные общественные данные не гарантируют полноту и достоверность. К тому же, в связи с большим количеством обрабатываемой информации могут возникать ошибки. Также в этом случае остро стоит вопрос о необходимости соблюдения положений закона о персональных данных.

 

  • Что касается работы «горячей линии», то обращения сотрудников часто касаются каких-то нестандартных ситуаций, для которых приходится продумывать индивидуальные мероприятия, направленные на соблюдение комплаенс-культуры персоналом.

 

  • В процессе проверки договоров на соответствие регуляторным нормам загвоздка заключается в большом объеме нетиповых документов. Этот нюанс требует ручной повторной проверки.

 

Преимущества перевода комплаенса на «цифру»

 

  • Снижаются риски привлечения компании к административной и / или гражданско-правовой ответственности;
  • Снижаются риски привлечения ключевых персон организации к уголовной ответственности;
  • Выявляются незаконные умышленные или непреднамеренные действия персонала в отношении организации или топ-менеджмента;
  • Повышается уровень репутации компании среди ее бизнес-партнеров;
  • Механизм закупочных процедур становится более прозрачным;
  • Снижаются риски утечки конфиденциальной информации и коммерческой тайны;
  • Увеличивается эффективность превентивной защиты от предписаний контрольно-надзорных органов.

 

Помимо всех вышеперечисленных положительных эффектов цифровизация комплаенса позволяет разблокировать технологический потенциал компании и ответственных за комплаенс должностных лиц. Комплаенс-офицеры, конечно, не должны быть ИТ-экспертами. Но они обязаны уметь ориентироваться в нюансах управления данными, внутреннего контроля и знать, где искать ответы по другим вопросам цифровых элементов системы комплаенса.