Работает ли комплаенс в банке на все 100%?

Работает ли комплаенс в банке на все 100%?

В Москве 29 января 2021 г. был задержан председатель правления Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») Дмитрий Голованов. Ему предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия». Наказание по данной статье грозит лишением свободы до 10 лет. С банкиром ведется следствие.

Как это работает?

Бесплатная консультация

В этой ситуации мы являемся свидетелями того, как банк смотрит на свою деятельность широко закрытыми глазами. Он видит только риски в качестве кредитного учреждения, но при этом забывает, что так же является полноценным юридическим лицом. Хоть банковский комплаенс и внедрен, но, как показывает практика, не работает на все 100%.

Центробанк РФ стал «пионером» в употреблении термина «комплаенс» в отечественной деловой среде и развивал направление банковского комплаенса. Это первооткрытие было продиктовано тем, что выдвигались серьезные требования со стороны мирового банковского сообщества.

Речь идет о том, что банк — это расчеты, международные транзакции, ценные бумаги и т.д. Поэтому ЦБ РФ и банки в принципе с точки зрения использования системного комплаенса начали подходить к нему однобоко. С одной стороны, логично, ведь банк — это, прежде всего, финансовый комплаенс, комплаенс по направлениям ПОД/ФТ и антикоррупция. Но с другой стороны, есть еще масса направлений (Система комплаенс НАК насчитывает их 22), которые остались неучтенными.

Как говорилось выше, банк является полноценной организацией. Поэтому к нему, как и ко всякой компании, необходимо применять в достаточном количестве комплаенс-меры и инструменты.

Не стоит думать, что если комплаенс в банке соблюдается только под нормы ПОД/ФТ, выполняются требования регуляторов (ЦБ РФ, Росфинмониторинга), то банк защищен со всех сторон. Нельзя упускать из виду субсидиарную ответственность, должную осмотрительность и многие другие направления, которые предусмотрены в Системе комплаенс НАК.

Случаи, подобные задержанию Дмитрия Голованова, будут повторяться до тех пор, пока топ-менеджмент, бенефициары и другие ключевые лица банка не научатся действовать с должной осмотрительностью по отношению к своей защите.

Поэтому мы постоянно говорим о выстраивании системных доказательств, комплаенс-защиты, комплаенс-иммунитета для компаний, в том числе для банковской сферы и ее руководства. В этом как раз-таки и заключается успех безопасности работы и надежности настоящего и будущего персон бизнеса.

Остались вопросы?

Задать вопрос