Санкционный комплаенс
На сегодняшний день Россия является рекордсменом по количеству введённых против страны санкций. Ограничения со стороны зарубежных государств оказали влияние на многие сферы жизни, особенно на экономическую деятельность и ведение бизнеса. Санкции оказывают критическое влияние на бизнес, разрушая традиционные каналы продаж и формируемые годами логистические цепочки. Сейчас российским компаниям приходится находить новые возможности, чтобы не только сохранить свою организацию, но и обеспечить ее рост и развитие.
Что представляют собой санкции и какими они бывают?
Санкции – внешнеполитические меры, которые представляют собой определенные ограничения для другой страны и ее граждан. Инициировать санкции могут как международные организации и объединения (ООН, ЕС), так и отдельные государства.
Видов санкций довольно много, но чаще всего их разделяют на блокирующие и секторальные.
Блокирующие санкции запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка. Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям работать с деньгами или другими экономическими ресурсами, совершать сделки для предоставления преимуществ. Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям предоставлять товары или услуги и действовать в экономических интересах.
Секторальные санкции связаны с ограничением финансирования и распространяются на банки, предприятия нефтяной отрасли и оборонной промышленности.
Экономические санкции
Обратим отдельное внимание на этот вид санкций, поскольку они оказали большее влияние на российский бизнес. Экономические санкции предназначены для изоляции страны от внешнеэкономической деятельности. К таким мерам можно отнести:
- Эмбарго на ввоз в страну или вывоз из нее ряда товаров, услуг, валюты;
- Заморозка активов государства и его компаний на территории других стран;
- Отключение от международных систем, например, SWIFT;
- Финансовые ограничения и прочее.
Порядок действий в случае попадания организации в санкционные списки
В первую очередь, необходимо минимизировать риск привлечения к ответственности лиц, на которых распространяются требования санкционного законодательства. Далее нужно оценить ситуацию относительно уже заключенных контрактов и сформировать минимальные условия неисполнения обязательств по договорам. Для этого стоит оценить общую картину всех ограничений как блокирующих, так и секторальных, которые прямо или косвенно коснулись вашей компании.
Тщательно проанализируйте и закрепите возможность расторжения договорных отношений без негативных последствий для организации. Действуйте превентивно и не допускайте риск распространения на компанию вторичных санкций. Для формирования более эффективных механизмов обхода санкций лучше обращаться за помощью к специалистам.
Поиск новых возможностей и ниш для бизнеса
Российский рынок покинули многие зарубежные компании из разных секторов экономики. Временное прекращение деятельности иностранных компаний открывает новые возможности для открытия бизнеса в освободившихся нишах. Для этого государство разрабатывает и внедряет меры поддержки малого и среднего бизнеса. Так, необходимость удовлетворять запросы потребителей формирует сферы, в которых присутствует высокий спрос.
В качестве партнеров рассмотрите страны, которые не ввели санкции или заняли нейтральную позицию: возможно, вы найдете повод для локализации бизнеса. Резиденты этих стран также изучают вас как контрагента.
Поиск новых рынков поставок и сбыта из числа дружественных стран обязательно должен проходить с особой внимательностью и тщательным подбором. Помимо того, что нужно изучить особенности и правила ведения бизнеса в той или иной стране, особое внимание следует уделить проверке контрагентов.
Вместе с этим проверки должны устраиваться в отношении не только новых, но и прошлых, и настоящих контрагентов.