Заседание в Совете Федерации: обеспечение гарантий защиты прав потребителей

  • 23.05.2022
Заседание в Совете Федерации: обеспечение гарантий защиты прав потребителей

В Совете Федерации РФ прошел круглый стол, темой обсуждения которого стало законодательное обеспечение развития национальной системы защиты прав потребителей. В ходе выступления президент «Национальной Ассоциации Комплаенс» Владимир Балакин внес инициативу внедрения рейтинга комплаенс как одного из инструментов регулирования отношений между производителями и потребителями.

Обширность законодательного массива в сфере отношений с участием потребителей приводит к тому, что внесение изменений в отраслевое законодательство порой происходит без учета положений Закона о защите прав потребителей. Это нередко приводит к снижению гарантий защиты прав потребителей.

По мнению экспертов, необходимо принять кодифицированный нормативный правовой акт, который воплотит нормы различных отраслей права, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Проблемой является отсутствие специальной правовой основы для урегулирования споров с участием потребителей, что препятствует эффективной защите их прав.

Владимир Балакин предложил внедрить Национальный российский рейтинг комплаенс (НРРК), который поможет определить потребителю, насколько можно доверять компании, ее продуктам и услугам. Независимый рейтинг является универсальным инструментом для оценки благонадежности компании с точки зрения потребителя.

«Введение рейтинга комплаенс даст уверенность в выборе подходящего производителя или продавца. Клиент будет видеть оценку и, отталкиваясь от этого, выберет для себя подходящую компанию. Если компания имеет у себя комплаенс и находится в рейтинге НРРК, то она добросовестна, ее продукция сертифицирована и безопасна для потребителя, услуги (товары, работы) надежны и в целом достойны доверия», - пояснил Владимир Балакин.

По его словам, со вступлением в силу положений ФЗ №248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» производителям и продавцам следует внедрять систему комплаенс, поскольку это позволит перейти от плановых контрольных мероприятий, имеющих низкую эффективность, к превентивному мониторингу и стимулированию добросовестного поведения и самостоятельной оценке участниками гражданских правоотношений своей деятельности и риска нарушения требований закона.

Участники заседания отметили, что Национальная система защиты прав потребителей должна представлять собой единство деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и ассоциаций.




Получить консультацию