«Умный комплаенс» и IT – технологии будущего

  • 14.09.2021
«Умный комплаенс» и IT – технологии будущего

Президент «Национальной Ассоциации Комплаенс» Владимир Балакин выступил на Международном юридическом форуме «Современные проблемы права и экономики в Европе и Азии» с докладом «Умный комплаенс - IT комплаенс, как инструмент превентивных решений для обеспечения устойчивого экономического роста».

Основные тезисы выступления:

Совершенствование корпоративного законодательства

Право должно обеспечить максимальные технологические возможности дистанционного осуществления корпоративных прав и управления, когда все участники корпоративных отношений могут взаимодействовать между собой в удаленном режиме.

На практике внутрикорпоративные отношения и процессы уже давно переводятся в электронную «удаленную» форму (электронное голосование, электронные системы учета корпоративных прав и активов и т.д.). В рамках рассматриваемой тенденции можно предложить несколько направлений совершенствования корпоративного законодательства:

  • совершенствование правовых механизмов корпоративного управления с использованием цифровых технологий;
  • создание упрощенных организационно-правовых форм юридических лиц в цифровой среде;
  • типизация уставов коммерческих корпораций, перевод их в электронную форму и включение в ЕГРЮЛ, отказ от традиционной конструкции учредительных документов;
  • токенизация корпоративных активов (как имущества, так и корпоративных прав), перевод их в цифровую среду.

Уникальные цифровые продукты в органах госвласти и бизнесе

Лидер в создании и применении уникальных цифровых продуктов для оптимизации управления - ФНС России, стремящаяся не только повысить собираемость фискальных платежей, но и сделать процесс уплаты менее затратным как с точки зрения материальных, так и временных ресурсов.

Бизнес тоже активно развивает информационные технологии и предлагает множество решений по автоматизации юридической деятельности (legal tech), несколько опережая принятие мер законодательного регулирования общественных отношений в этой сфере.

В основе современных перспективных разработок лежат нейронные сети и машинное обучение, ставится вопрос о создании "машиночитаемого права", что позволяет существенно продвинуться по пути не только автоматизации рутинных функций, осуществляемых юристом, но и полной автоматизации отдельных элементов и видов юридической деятельности.

Появляются боты - юристы; конструкторы договоров; информационные технологии проведения правовой и антикоррупционной экспертизы; программы для ЭВМ, позволяющие при минимальном участии арбитра разрешать правовые конфликты; автоматизируется работа с обращениями граждан и их правовым консультированием; делопроизводство юридической службы; претензионно-исковая работа; поиск квалифицированных специалистов и т.д. Идет формирование новых профессий для Legal-tech, появляются специализированные образовательные программы подготовки специалистов для данной сферы.

Пандемия и развитие IT-направления

Именно пандемия стала своего рода триггером для развития цифровых технологий в области здравоохранения. Цифровая трансформация данной области началась не сегодня, однако именно в условиях пандемии современные технологии в области охраны здоровья граждан становятся наиболее востребованными. Среди них особое внимание уделяется телемедицинским технологиям, позволяющим консультировать пациентов в бесконтактном режиме.

Искусственный интеллект также применяется достаточно широко в рамках государственного регулирования в сфере здравоохранения и общественного здоровья. В частности, благодаря анализу больших объемов данных возможно прогнозирование распространения COVID-19, что позволяет принимать более эффективные, в том числе точечные, меры в целях определения лиц в зоне риска, вероятных контактов с лицами, у которых выявлен COVID-19. Более того, полученный опыт будет способствовать и дальнейшему сбору, и обработке данных в целях раннего предупреждения о будущих потенциальных пандемиях и выявления уязвимых групп населения.

Цифровизация бизнес-пространства

Диджитализация в настоящее время является мега-трендом, охватывающим все сферы жизни. Именно поэтому в «Национальной Ассоциации Комплаенс» уделяют этой теме особое внимание. Если вы хотите узнать больше о комплаенсе, об особенностях его внедрения в современной цифровой реальности и научиться комплаенс-менеджменту, приглашаем вас на курсы повышения квалификации «Национальной Ассоциации Комплаенс».




Получить консультацию