История комплаенса зародилась в США в начале XX в. с созданием Агентства Министерства здравоохранения и социальных служб (FDA — Food and Drug Administration). Данное учреждение разрабатывало нормы, которые регулировали деятельность предприятий из сферы фармацевтической и пищевой промышленности.
Этапы развития комплаенс
Основным толчком к формированию комплаенса в том виде, который мы знаем сейчас, стали коррупционные скандалы 1960–70-х гг. В результате этих инцидентов в 1977 году был принят Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» (FCPA — Foreign Corrupt Practices Act), который утвердил строгие правила контроля, закрепил требования к бухгалтерской и финансовой документации, определил правила взаимодействия с госслужащими.
Дальнейшие скандалы 1980-х гг., связанные с коррупционными нарушениями, нацелили развитие системы комплаенс не только на соответствие законодательным требованиям, но и на соблюдение этических принципов ведения бизнеса. В 1990-е гг. были сформированы Разъяснения о порядке применения уголовного наказания для организаций (Federal Sentencing Guidelines). В этом документе закреплены поэтапные инструкции по созданию комплаенс-программы, включая правила этического регулирования.
Еще одно крупное дело произошло в конце 2001 года, действующим лицом которого стал энергетический магнат Enron. Стремительное банкротство корпорации по причине фальсификации отчетности, финансовых махинаций и сокрытия долгов привело к вступлению в силу в 2002 г. Закона Сарбейнса–Оксли (Sarbanes-Oxley Act), который стал одной из самых влиятельных вех в процессе трансформации федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет.
Закон Сарбейнса–Оксли значительно усилил требования к финансовой отчетности компаний и закрепил обязанность внедрения Кодекса корпоративного поведения, а также отправки отчетности американским регуляторам. Именно с этого момента развитию комплаенса стало уделяться особое внимание.
В РФ определение комплаенс-контроля было впервые дано в 1999 г. в Указании Банка России № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях». Банк России стал первым отечественным регулятором, который обозначил статус системы комплаенс.
Происхождение понятия
Строго унифицированного определения комплаенса нет. Существует несколько мнений по поводу этимологии этого слова. В Оксфордском словаре комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; от глагола to comply — соответствовать) — действие в соответствии с запросом или указанием. Эксперт Мирового банка Д. Малыхин определяет комплаенс как способность действовать в соответствии с инструкциями, правилами и специальными требованиями.
Также популярным является понятие комплаенса как составной части функции внутреннего контроля, «целью которой является защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка (комплаенс)».