Этические нормы в сфере искусственного интеллекта и персональных данных

  • 14.04.2022
Этические нормы в сфере искусственного интеллекта и персональных данных

В Совете Федерации РФ прошло совещание на тему «Профессиональная этика в контексте развивающейся информационно-коммуникационной среды». Участники мероприятия обсудили важность применения этических стандартов в сфере искусственного интеллекта (ИИ) и имплементации кодекса этики цифровых экосистем в российское законодательство.

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает воздействие на экономику, предопределяет цифровую трансформацию сфер общественной жизни, меняет поведение человека онлайн и офлайн. Развитие информационных технологий создает необходимость нормативного правового регулирования этических проблем искусственного интеллекта. Так, в 2021 году был подписан Кодекс этики в сфере ИИ.

Кодекс распространяется на отношения, связанные с этическими аспектами создания, внедрения и использования ИИ на всех этапах. Как отметил главный аналитик Центра искусственного интеллекта МФТИ Игорь Пивоваров, кодекс отражает этику разработчика и пользователя, а не этику ИИ, который сам не принимает никаких решений. Управляющий директор Центра регулирования ИИ ПАО «Сбербанк» Андрей Незнамов добавил, что кодекс является элементом «мягкого права», и в мире немного стран, имеющих подобные этические рамки.

По словам президента «Национальной Ассоциации Комплаенс» Владимира Балакина, профессиональная этика создает культурную среду среди сотрудников, руководства, поскольку гарантирует тем, кто пользуется услугами, товарами, чувствовать себя защищенными и находиться в комфортной среде.

«Сами сотрудники предприятия или организации, которые приняли профессионально-этические нормы, чувствуют себя защищенными, испытывают в этой среде мотивацию, которая способствует их творческом потенциалу и производительности труда. Формируется такая культура внутри организации в контексте развивающейся информационно-коммуникационной среде, которая транслируется на всех, кто связан с организацией: контрагенты, инвесторы, контрольно-надзорные органы. То есть это некий тон от компании, который распространяется на всех, кто с взаимодействует с предприятием, и всех, кто вовлечен в эту культурную среду с точки зрения этики и добросовестности», - подчеркнул во время выступления в Совете Федерации Владимир Балакин.

Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с Ассоциацией больших данных провели опрос об отношении россиян к сбору, использованию и безопасности личных данных. Данные исследования показали, что 74% опрошенных полагают, что не защищены от их утечки, и только 15% точно знают, для чего могут использоваться персональные данные.

По итогам заседания участники определили направления совершенствования российского законодательства относительно этики в сфере ИИ и сохранения персональных данных пользователей.




Получить консультацию