В нашем постоянно меняющемся мире управление налоговыми рисками становится все более актуальной задачей для компаний всех размеров и отраслей. Решая налоговые риски напрямую, компании могут избежать дорогостоящих штрафов, репутационных ущербов и юридических проблем, в конечном итоге добиться большей финансовой стабильности.;
Налоговые риски разделяются на:
- внешние и внутренние;
- непредсказуемые и предсказуемые;
- систематические и несистематические.
К внешним факторам относится:
- Социальные: социальная политика, коррупция.
- Политические: конфликт с органами власти.
- Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
- Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.
К внутренним можно отнести:
- Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
- Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
- Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
- Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.
Как управлять рисками?
Знание рисков компании имеет решающее значение для составления устойчивого бизнес-плана. Управление рисками включает в себя: финансовые, операционные, стратегические и связанные с соблюдением нормативных требований, для принятия обоснованных решений по минимизации негативных последствий и использованию потенциальных возможностей.
Чтобы быть дальновидными компании стали создавать у себя отдел по управлению налоговыми рисками.
Методы налогового риск-менеджмента:
1. Создание внутренней системы аудита налоговых рисков
Динамическое программное обеспечение для соблюдения налогового законодательства и технология выверки могут помочь отслеживать и выявлять расхождения в отчетах по налогу. Проведение внутренних аудитов и отчетность об исключениях могут дополнительно гарантировать соответствие обязательств по налогу.
2. Автоматизация процессов, в том числе, документооборота
Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.
3. Повышение осведомленности специалистов и руководства
В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм.
4. Страхование
Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести
5. Лимитирование сумм сделок
Лимитирование- установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения
6. Налоговый консалтинг
Консалтинговые эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
В конце хочется сказать, что налоговое законодательство и бизнес-среда быстро меняются, поэтому план по управлению рисками следует регулярно пересматривать и обновлять, чтобы оставаться эффективным.