Управление налоговыми рисками

  • 26.07.2024
Управление налоговыми рисками

В нашем постоянно меняющемся мире управление налоговыми рисками становится все более актуальной задачей для компаний всех размеров и отраслей. Решая налоговые риски напрямую, компании могут избежать дорогостоящих штрафов, репутационных ущербов и юридических проблем, в конечном итоге добиться большей финансовой стабильности.;

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

К внешним факторам относится:

  • Социальные: социальная политика, коррупция.
  • Политические: конфликт с органами власти.
  • Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
  • Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.

К внутренним можно отнести:

  • Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
  • Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
  • Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  • Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.

Как управлять рисками?

Знание рисков компании имеет решающее значение для составления устойчивого бизнес-плана. Управление рисками включает в себя: финансовые, операционные, стратегические и связанные с соблюдением нормативных требований, для принятия обоснованных решений по минимизации негативных последствий и использованию потенциальных возможностей.

Чтобы быть дальновидными компании стали создавать у себя отдел по управлению налоговыми рисками.

Методы налогового риск-менеджмента:

1. Создание внутренней системы аудита налоговых рисков

Динамическое программное обеспечение для соблюдения налогового законодательства и технология выверки могут помочь отслеживать и выявлять расхождения в отчетах по налогу. Проведение внутренних аудитов и отчетность об исключениях могут дополнительно гарантировать соответствие обязательств по налогу.

2. Автоматизация процессов, в том числе, документооборота

Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.

3. Повышение осведомленности специалистов и руководства

В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм. 

4. Страхование

Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести

5. Лимитирование сумм сделок

Лимитирование- установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения

6. Налоговый консалтинг

Консалтинговые эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.

В конце хочется сказать, что налоговое законодательство и бизнес-среда быстро меняются, поэтому план по управлению рисками следует регулярно пересматривать и обновлять, чтобы оставаться эффективным.




Получить консультацию