Антимонопольный комплаенс - это комплекс правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предотвращение его нарушений.
Кому нужна система антимонопольного комплаенса?
Антимонопольный комплаенс обязателен для органов государственной власти и может быть внедрён в работу хозяйствующих субъектов. А также востребован для малого, среднего, крупного бизнеса, являющихся организаторами или участниками тендеров по федеральным законам.
Преимущества программы антимонопольного комплаенса:
Последствия нарушений антимонопольного законодательства серьезны. Нарушение антимонопольного законодательства может грозить компаниям штрафами в размере до 1 миллиарда рублей. Последующие частные судебные разбирательства влекут за собой убытки компании.
Из-за этих серьезных последствий компании должны обеспечить наличие эффективной программы соблюдения антимонопольного законодательства. Программа соблюдения антимонопольного законодательства помогает компаниям:
- Информировать сотрудников о поведении, нарушающем антимонопольное законодательство, и связанных с этим потенциальных штрафных санкциях;
- Предоставлять сотрудникам и руководителям эффективный способ сообщать о предполагаемых нарушениях;
- Поощрять ранние выявления любых имевших место нарушений;
- Повышать корпоративную культуру, основанной в том числе на принципе соблюдения антимонопольного законодательства;
- Повышать определенности при осуществлении рабочих-процессов, что в свою очередь упрощает их оптимизацию, а также выявление и устранение сопутствующих антимонопольных рисков;
- Снижать вероятность проведения антимонопольных проверок в отношении лица, внедрившего антимонопольный комплаенс;
Основные элементы эффективной программы комплаенса:
Любая корпоративная программа комплаенса должна, как минимум, соответствовать требованиям, описанным в Федеральных руководствах, которые служат полезной отправной точкой для определения основных элементов программы комплаенса. Эффективная программа не только отвечает всем этим требованиям, но и реализует наиболее эффективный образ для каждой отдельной компании. В программе также должны быть приняты дополнительные меры для устранения особых областей правового риска, выявленных сотрудниками компании.
Минимальные требования руководства для эффективной программы комплаенса включают:
- Разработка стандартов и процедур;
- Распространение стандартов и процедур;
- Принятие мер по обеспечению комплаенса;
- Постоянное обеспечение соблюдения программы;
- Отслеживание выявленных правонарушений.
Методология «Национальной Ассоциации Комплаенс» позволяет исправить «ошибки» прошлого компании, а также выработать комплаенс-иммунитет к настоящим и будущим угрозам. Такой подход исключает неоправданные риски при ведении бизнеса.