Соблюдение антимонопольного законодательства— это ключевой аспект успешного ведения бизнеса. Пренебрежение этими правилами может обернуться значительными финансовыми и имиджевыми убытками. В связи с этим компаниям следует принимать меры для предотвращения нарушений и обеспечения соответствия своей деятельности требованиям антимонопольного законодательства.
Что представляет собой антимонопольное законодательство?
Антимонопольное законодательство — это свод правил, которые способствуют развитию конкуренции и ограничивают влияние отдельных компаний на рынке. Оно направлено на предотвращение чрезмерной концентрации рыночной власти в руках одной компании и образования монополий. Также оно может предусматривать разделение компаний, которые стали монополистами.
В соответствии с антимонопольным законодательством, несколько компаний не могут вступать в сговор или создавать картель для ограничения конкуренции, в том числе путём установления цен.
Из-за сложности определения методов, которые могут ограничивать конкуренцию, антимонопольное законодательство стало отдельной юридической специализацией.
Основные типы нарушений антимонопольного законодательства
1. Картельные сговоры:
- Ценовые сговоры — соглашения между конкурентами о фиксировании цен, скидок, надбавок или условий оплаты.
- Раздел рынка — договоренности о распределении географических территорий, клиентской базы или ассортимента продукции между участниками.
- Сговоры на торгах — соглашения между участниками о том, кто выиграет тендер, по какой цене и на каких условиях.
- Согласованные действия — действия, которые формально не являются соглашениями, но фактически приводят к ограничению конкуренции.
2. Злоупотребление доминирующим положением:
- Установление монопольно высоких цен — установка цен, значительно превышающих конкурентный уровень.
- Демпинг — установление цен ниже себестоимости с целью вытеснения конкурентов с рынка.
- Отказ от заключения договора — необоснованный отказ от заключения договора с определенными потребителями или поставщиками.
- Навязывание невыгодных условий договора — навязывание контрагентам условий, которые не относятся к предмету договора или являются для них дискриминационными.
- Создание препятствий доступу на рынок — действия, направленные на затруднение входа на рынок для новых участников или ограничение деятельности существующих конкурентов.
- Сокращение или прекращение производства — сокращение или прекращение производства продукции с целью создания дефицита и повышения цен.
- Различная ценовая политика — применение разных цен для одинаковых товаров/услуг для разных покупателей без объективных на то причин.
3. Антиконкурентные действия органов власти:
- Ограничение конкуренции при проведении торгов — установление требований, которые ограничивают участие в торгах определенных участников или создают преимущества для отдельных компаний.
- Предоставление необоснованных преимуществ отдельным компаниям — предоставление льгот, субсидий или других преференций, которые ставят одни компании в более выгодное положение по сравнению с другими.
- Введение необоснованных ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов — установление требований, которые препятствуют развитию конкуренции.
4. Недобросовестная конкуренция
- Распространение ложных, неточных или искажённых сведений — распространение информации, которая может нанести ущерб репутации конкурента.
- Введение в заблуждение — предоставление потребителям ложной или вводящей в заблуждение информации о своей продукции или продукции конкурентов.
- Некорректное сравнение — сравнение своей продукции с продукцией конкурентов в некорректной или вводящей в заблуждение форме.
- Незаконное использование чужой интеллектуальной собственности — незаконное использование товарных знаков, патентов, авторских прав и других объектов интеллектуальной собственности.
- Промышленный шпионаж — получение конфиденциальной информации о деятельности конкурента незаконными способами.
5. Невыполнение в срок предписаний антимонопольного органа.
В случае нарушения сроков исполнения требований антимонопольного органа, ответственность предусмотрена статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Отсутствие предоставления сведений, заявлений и сообщений в антимонопольный орган.
В случае нарушения установленных правил, граждане могут быть оштрафованы на сумму от 1500 до 2500 рублей. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 3000 до 5000 рублей. Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 100 000 до 500 000 рублей.
Как предотвратить нарушения антимонопольного законодательства с помощью антимонопольного комплаенса?
В Российской Федерации антимонопольный комплаенс — один из наиболее популярных видов комплаенса. Он регулируется статьёй 9.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
Для коммерческих организаций антимонопольный комплаенс пока не является обязательным, в отличие от государственных структур. Однако бизнес всё больше осознаёт, что внедрение антимонопольного комплаенса — это эффективный способ уменьшить количество антиконкурентных действий сотрудников и, как следствие, снизить риск санкций со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Преимущества внедрения системы антимонопольного комплаенса
- Предотвращение действий сотрудников, которые могут нарушить антимонопольное законодательство, в том числе по незнанию.
- Формирование корпоративной культуры и ценностей, что способствует повышению лояльности персонала к компании.
- Снижение вероятности применения санкций со стороны контролирующих органов в этой сфере.
- Уменьшение рисков проведения плановых и внеплановых проверок Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
- В случае проведения проверки ФАС или рассмотрения жалобы, поданной в отношении компании, система антимонопольного комплаенса может смягчить последствия и помочь избежать или минимизировать негативные результаты.
- Повышение инвестиционной привлекательности и репутации бизнеса.
Нарушение антимонопольного законодательства может привести к серьезным финансовым потерям, репутационным рискам, юридической ответственности и организационным проблемам. Поэтому компаниям следует уделять внимание вопросам соблюдения законодательства и внедрять эффективные комплаенс-программы.