Конкуренты уходят – как занять нишу

  • 24.08.2022
Конкуренты уходят – как занять нишу

Сегодня не осталось практически ни одной отрасли, которой бы не коснулись зарубежные санкции. Поэтому сейчас, с одной стороны, созданы серьезные условия, чтобы бизнес мог выдерживать сложившееся напряжение. Но с другой – освободившиеся ниши занимают успешные предприниматели и компании, у которых и до санкций были хорошие показатели.

Важно понимать, что государство смогло сделать так (или так сложилась ситуация), что глобального обвала рынка в связи с последствиями начала спецоперации не произошло. Многие оставшиеся зарубежные компании переформатировались, сменили бренд и, соответственно, продолжили существовать на российском рынке. Но много и освободившегося места, которое занимают организации, являвшиеся конкурентами для них и до введения санкций. То есть иностранные бренды, ушедшие из России, были в конкурентной среде – монополистов практически не было. Поэтому с уходом их место занимают фирмы, оставшиеся в РФ, или наши отечественные компании.

Не произошло и полной изоляции поставки товаров к нам – бизнес развивается и занимает новые ниши. Сейчас импорт происходит все больше из Китая, Турции, ОАЭ и других стран, которые смогли в это время организовать у себя функции хабов или увидели свои коммерческие интересы в поставке товаров в Россию на освободившихся местах.

Также государство все-таки помогает и развивает направление коммерции своими регулятивами для того, чтобы освободившиеся ниши не пустовали. Чтобы на их место приходил наш российский бизнес. Это меры, связанные с импортозамещением, параллельный импорт, мораторий на проверки и банкротство, который облегчает бизнесу жизнь в период трансформаций.

Из примеров удачных решений – производитель газированных напитков компания «Черноголовка», которая расширяет свою линейку и занимает освободившиеся места после ухода известных брендовых безалкогольных напитков.

Natura Siberica также расширила ассортимент и свое присутствие в тех нишах, из которых ушли зарубежные косметологические компании (либо ограничили свое присутствие, либо совсем закрылись). Поэтому это ничуть не повлияло на рынок. Речь идет о показательном успехе и практической реализации нашего бренда.

Кроме этого, можно привести примеры в общепитовских точках. Всем известный McDonald’s ушел, но на его месте возникли наши фастфудовские закусочные «Вкусно – и точка». Это хороший пример, когда бизнес берет на себя ответственность, и предприниматели используют возможность для развития.

Есть примеры и в авиатехническом сервисе, и на водных видах транспорта. В частности, отделка салонов самолетов и речных судов сейчас осуществляется нашими производителями, которые только радуются, что имеют возможность получать заказы и загружать работой свои мощности. 

Также можно упомянуть и сельскохозяйственников, которые вздохнули полной грудью. Судя по статистике, активно развиваются и даже экспортируются различные производства мясных изделий и продуктов птицеводства. Развивается производство крупно- и мелкорогатого скота. И, конечно же, подняли головы производители овощей, которые все употребляют. У них освободились рыночные ниши для того, чтобы поставлять вкусные и свежие товары с нашей родной земли. Главный плюс – они не портятся, потому что их быстрее можно доставить потребителю.

Таким образом, сейчас освободившиеся ниши быстро заполняются. Важно и дальше совершенствовать регулятивный механизм для упрощения процедур расширения рынков и всяческого стимулирования отечественного производителя.

В период расширения бизнеса, бурного роста, распространения на новые территории, формирования новых цепочек поставок товаров и новых расчетов с контрагентами надо обязательно помнить про риски. Про риски, с которыми вы еще не сталкивались, которые сейчас появляются в связи с санкционной обстановкой, экспортно-импортными отношениями, в связи с расширением производства, регулятивной среды и т.д. Поэтому здесь хочется напомнить про риск-ориентированный подход и соблюдение правил, которые вас избавят от серьезных угроз.

Если с допустимыми рисками вы сейчас можете жить и развивать свой бизнес, то нужно предупредить попадание в критические или катастрофические риски. Система Комплаенс сейчас помогает предприятиям не только выживать, но и наращивать свое производство, развивать свои направления географически и выстраивать новые отношения с контрагентами, которые ведут бизнес к успеху.




Получить консультацию