Комплаенс-офицер: его эффективные качества и должностные функции

  • 15.05.2020
Комплаенс-офицер: его эффективные качества и должностные функции

Как бы руководство компании не относилось к комплаенсу, так или иначе он зарождается в любой организации еще на этапе ее становления. Ведь при создании фирмы вместе с ней создаются и учредительные документы. Следовательно, старт «соответствию» законодательным нормам дан.

Со временем компания развивается, ее бизнес-процессы усложняются. Отслеживать их юридическую чистоту становится все труднее. Обычно внимание заостряют только на масштабных сферах, явно содержащих риски для бизнеса. А соблюдение деталей откладывается в долгий ящик.

Но именно в мелочах могут скрываться «подводные камни. И тогда эффект домино сработает не в вашу пользу: одни репутационные и финансовые риски по цепочке потянут за собой другие.

И что же делать?

Соответствовать комплаенсу – это не просто стихийно следовать формальным инструкциям. Необходимо позаботиться о деятельности компании со всех сторон: от борьбы с коррупцией и налоговых нюансов до этических и репутационных аспектов бизнеса. За некоторые нарушения предусмотрены не просто административные штрафы, но и уголовная ответственность руководящих персон.

Но как уследить за выходом новых правил, приказов, инструкций, политик? Ведь в законах постоянно происходят изменения. А бизнес не имеет права останавливаться или сбавлять обороты на период трансформации под них.

Именно для таких задач и предусматривается должность комплаенс-офицера.

Кто такой комплаенс-офицер?

Если объяснять простыми словами, то комплаенс-офицер (комплаенс-менеджер) – это должностное лицо, курирующее внутреннюю систему внедрения правовых требований и контролирующее их исполнение.

В зависимости от масштабов организации эти функции может выполнять целый комплаенс-отдел.

Кто может стать комплаенс-офицером?

В российской практике чаще всего эту должность совмещают в себе юристы компаний. Но это все-таки не самый удачный вариант.

  • Во-первых, комплаенс – объемное направление. Чтобы качественно его вести, ему нужно уделять все рабочее время, а не совмещать с другими должностными обязанностями;
  • Во-вторых, комплаенс-офицер должен быть незаинтересованным и независимым лицом. Поэтому в штат на такую должность лучше нанять отдельного специалиста или воспользоваться услугами аудиторской компании.

Комплаенс-менеджер подчиняется напрямую генеральному директору или совету директоров.

Какими качествами должен обладать специалист по комплаенсу?

Помимо юридических знаний комплаенс-офицер должен отличаться аналитическим и критическим мышлением, быть внимательным к деталям.

Еще один важный навык – умение эффективно коммуницировать с другими подразделениями и находить подход к любому сотруднику. Это необходимо, так как именно комплаенс-офицер информирует персонал обо всех нововведениях в этой сфере и проводит соответствующее обучение коллектива.

Если деловое взаимодействие будет налажено правильно и появится общее осознание необходимости совершения определенных действий на благо компании, эффект от внедрения системы комплаенса будет выше.

Что входит в функции комплаенс-офицера?

  • Стандартизация внутренних процедур комплаенса;
  • Регулярный аудит и проверка на соответствие деятельности всем нормам антикоррупционного, налогового, антимонопольного, санкционного и др. законодательств;
  • Организация процесса по разработке локальной нормативно-документальной базы;
  • Рассмотрение поступивших писем о нарушениях, проведение расследования, принятие мер по устранению последствий и предотвращению возникновения таких рисков в будущем;
  • Обучение персонала принципам работы по комплаенс-системе.

Профессиональным и ответственным исполнением своих должностных обязанностей комплаенс-менеджер не только формирует юридическую чистоту компании в глазах государства, но и, как следствие, повышает ее привлекательность для партнеров, инвесторов, контрагентов и клиентов.




Получить консультацию