Нынешние экономические и геополитические условия не самые благоприятные для работы большинства предприятий. Вдобавок к этому практически для любой деятельности характерна высокая конкуренция между участниками конкретной отрасли. Задача и больших, и маленьких компаний сейчас заключается в том, чтобы повысить свой деловой рейтинг, используя для этого различные инструменты и методы: осваивание новых технологий, расширение ассортимента товаров и услуг, выход на новые рынки и т.д.
В условиях постоянного развития в жизни бизнеса наступает момент, когда дальнейший рост становится невозможным без инвестиций извне. Приток капитала со стороны является мощнейшим фактором для прогрессирования, давая компании дополнительные конкурентные преимущества и увеличивая шансы на успешную реализацию новых перспективных проектов.
Но сложность заключается в том, что далеко не каждая фирма является привлекательной для инвесторов. Как же тогда повысить этот жизненно важный показатель? Давайте разбираться.
Понятие инвестиционной привлекательности
Если обратиться к экономической теории, она дает сразу несколько определений этому термину. С одной стороны, инвестиционная привлекательность — это финансово-экономический показатель. С другой — совокупность качественных и количественных характеристик, в которых выражаются оценки внешней среды и факторы ее влияния на бизнес.
Все параметры, оказывающие воздействие на инвестиционную привлекательность, можно условно разделить на две группы:
- Внешние факторы: политические, экономические, социально-правовые, которые влияют на рейтинг компании именно во внешней среде;
- Внутренние характеристики: анализ технического, производственного и финансового обеспечения предприятия, его потенциал, а также способность благополучно выйти из кризисных ситуаций.
Инвестиционный комплаенс — залог успеха
Практика показывает, что компании, в которых исправно функционирует комплаенс-система на основе действующих правил и регламентов, являются более привлекательными для инвесторов, нежели их конкуренты без «соблюдения соответствия». Связано это с тем, что:
- Для инвесторов в этом случае отсутствуют юридические и репутационные риски;
- Комплаенс повышает экономическую эффективность бизнеса и его надежность;
- Внутри компании царит благоприятная этичная деловая культура.
Комплаенс просто необходим при выходе на международный рынок капитала. Для иностранных регуляторов, банков и инвесторов наличие комплаенс-системы является обязательным требованием к партнерам, которое обеспечивает им успешное прохождение контрольных процедур.
Также подтвержденное соответствие деятельности фирмы актуальному законодательству повышает ее инвестиционную привлекательность за счет высокого уровня финансовой безопасности. Правильно выстроенная система превентивной защиты позволяет предотвратить экономические преступления сотрудников внутри организации (взятки, коммерческий подкуп, хищение имущества и активов компании и т.д.).
И, конечно, комплаенс-контроль поможет высшему менеджменту понять, насколько та или иная инвестиционная сделка окажется законной и какие последствия могут ожидать компанию после заключения контракта.