Большинство крупных компаний по всему миру уже внедрили комплаенс-систему в свой бизнес. Она включает в себя обучение, политику, кодексы поведения и другие элементы, направленные на помощь сотрудникам в принятии правильных и законных решений в их повседневной работе. Эти компании понимают, что инвестиции в комплаенс имеют смысл, поскольку комплаенс-система выявляет риски, обучает сотрудников и защищает компанию от крупных штрафов, пени, лишения лицензии и репутационных потерь в случае совершения неправомерных действий.
Иногда компании малого и среднего бизнеса думают, что комплаенс - это роскошь, которую они не могут себе позволить. Но увеличение числа законов на территории России и количества проверок контрольно-надзорных органов, а также резкое ужесточение санкций и правил торговли после ситуации на Украине подчеркивают необходимость комплаенса для компаний всех размеров.
Рассмотрим факты, объясняющие, почему малый и средний бизнес нуждаются в комплаенсе.
У малого и среднего бизнеса проблем не меньше, чем у крупного
Например, санкции и контроль за торговлей влияют на цепочку поставок любого бизнеса, независимо от размера. Эффективное соблюдение требований требует обучения и комплаенс-систему, которая выявляет и снижает риски.
Возьмем, к примеру, e.l.f Beauty - компанию среднего размера по производству косметических средств. В 2019 году компания выплатила штраф в размере 1 миллиона долларов, чтобы урегулировать принудительный иск Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США.
E.L.f. импортировала 156 партий наборов для накладных ресниц от китайских поставщиков, которые получали некоторые из своих материалов из Северной Кореи. Представьте себе бурю в социальных сетях, если бы номинанты на премию "Оскар" узнали, что у них северокорейские ресницы. Компания самостоятельно сообщила о нарушениях санкций после внутреннего аудита и, как сообщается, в результате заплатила меньший штраф.
Невежество не является оправданием, когда речь заходит об этике и соблюдении требований
Незнание того, что представляет собой правомерное поведение, не оправдывает организацию. В 2014 году Smith & Wesson заплатила 2 миллиона долларов (плюс другие штрафы), чтобы урегулировать обвинения во взяточничестве. У компании не было программы комплаенса, и сотрудники не знали, что предложение подарков иностранным чиновникам для получения контракта нарушает закон. Очень важно обучать сотрудников тому, что они могут делать, а чего не могут.
Эффективное обучение соблюдению требований может помочь высказаться
В некоторых компаниях с 2010 года информаторы, обнаружившие неправомерные действия, имеют право на получение премии, если они добровольно предоставляют полезную для компании информацию. Размер вознаграждения может составлять от 10% до 30% от суммы, собранной в ходе расследования. В 2021 году общая сумма выплат информаторам превысила 1 миллиард долларов.
Программы комплаенс-контроля являются лучшей защитой для информаторов, поскольку при эффективном внедрении они побуждают сотрудников открыто говорить о неправомерном поведении и помогают организации предпринять шаги по его устранению.
Программы комплаенс-контроля снижают штрафы и неустойки
Учитывая акцент регулирующих органов на личной подотчетности, организациям было бы целесообразно позаботиться о том, чтобы их комплаенс программа была обеспечена ресурсами и поддерживалась. Программы комплаенса помогают предотвращать неправомерные действия и приводят к снижению штрафов, если таковые случаются.
Например, в 2022 году бразильская авиакомпания GOL получила 25%-ную “скидку” на штрафы за нарушения, связанные со взяточничеством. Причиной снижения штрафа послужила развитая комплаенс-система предприятия, которую учли при выборе суммы неустойки.
Для малого и среднего бизнеса комплаенс необходим для отслеживания постоянно меняющегося законодательства, снижения штрафов в случае неправомерных действий, обучения сотрудников правомерным и этическим нормам. Это далеко не полный список того, что комплаенс может дать вашему предприятию. Разобраться в вопросах внедрения системы комплаенс на ваше предприятие поможет Национальная Ассоциация Комплаенс.