Ни одна компания не хочет попасть в заголовки международных газет из-за обвинений в коррупции.
Но именно в таком положении оказался транснациональный телекоммуникационный гигант Ericsson ,когда согласился выплатить второй по величине штраф в истории применения Закона о коррупции за рубежом (FCPA).
Ошибки Ericsson обошлись компании чрезвычайно дорого как с точки зрения репутационного ущерба, так и с финансовой точки зрения: в общей сложности компания выплатила более 1 миллиарда долларов штрафов.
Хотя финансовый директор Ericsson не был причастен к преступлениям, высшее финансовое должностное лицо по-прежнему несет ответственность за коррупцию, имевшую место под их руководством
Суть в том, что, будучи финансовым директором на высшем уровне управления организацией, вы несете обязанность и ответственность за внедрение соответствующих программ, гарантирующих, что ваша компания эффективно внедряет эти протоколы для предотвращения подобных взяток и подкупов.
Сбросить эту ответственность с директора компании помогает комплаенс-отдел. На примере этой истории особенно становится особо очевидной его необходимость в каждой организации, что мы и рассмотрим далее.
Преступление
Нарушения Ericsson носили глобальный характер и, по данным властей США, включали взятки государственным чиновникам на миллионы долларов через офисы компании в Китае, Джибути, Индонезии, Кувейте и Вьетнаме.
Согласно пресс-релизу Министерства юстиции США, с 2000 по 2016 год Ericsson и ее дочерние компании участвовали в крупномасштабных схемах взяточничества для получения выгодных телекоммуникационных контрактов от государственных заказчиков. Министерство юстиции заявило, что коррупционные нарушения компании носили системный характер и касались руководителей высокого уровня.
"Используя фиктивные фонды, взятки, подарки и взяточничество, Ericsson вела телекоммуникационный бизнес, руководствуясь принципом "деньги решают все"", - говорится в пресс-релизе прокурора Южного округа Нью-Йорка Джеффри Бермана. "Признание вины и выплата более миллиарда долларов в виде штрафных санкций в совокупности должны четко донести до всех корпоративных субъектов, что ведение бизнеса таким образом недопустимо".
Компания Ericsson отказалась от комментариев для этой статьи. Но в пресс-релизе за 2019 год, объявляющем о разрешении дела FCPA, президент и исполнительный директор Ericsson Берье Экхольм сказал, что он "расстроен этими прошлыми неудачами" и что урегулирование показало, что "мы не всегда соответствовали нашим стандартам правильного ведения бизнеса".
"Бизнес Ericsson - это модель с высоким уровнем риска, и им давно следовало внедрить процедуры и инвестировать в программу комплаенса, чтобы предотвращать, смягчать и выявлять такого рода поведение", - сказала Джессика Тиллипман, заместитель декана и профессор права юридического факультета Университета Джорджа Вашингтона. "Вместо этого у них была бумажная программа, которую никто не потрудился внедрить".
Учимся на ошибках Ericsson
Прокуроры утверждают, что правонарушения Ericsson были массовым мошенничеством с точки зрения продолжительности, масштабов и географии. Однако схемы, используемые для этого мошенничества, на самом деле были "относительно простыми", и их можно было избежать при лучшем руководстве и внутреннем контроле.
Вот некоторые из ключевых уроков, которые финансовые директора и управленческие бухгалтеры могут извлечь из правоприменительных мер Ericsson:
Всегда имей вторую пару глаз
Хотя финансовый директор крупной транснациональной корпорации не может следить за 100 000 сотрудниками в нескольких местах, он все равно может нести юридическую ответственность за обеспечение того, чтобы его сотрудники и дочерние компании вели себя этично и соблюдали антикоррупционное законодательство.
Мы рекомендуем финансовым руководителям, которые хотят избежать ошибок Ericsson, следить за многомиллионными транзакциями, применяя меры контроля для проведения дополнительной проверки транзакций на определенную сумму. Кроме этого регулярно задавайте региональным руководителям сложные вопросы о том, как используются средства.
Убедитесь, что в вашей компании действует хорошая программа информирования общественности
Согласно жалобе Министерства юстиции, руководители Ericsson были вовлечены в коррупцию в нескольких местах. Например, в Джибути одним из ключевых нарушений Ericsson, выявленных Министерством юстиции, была должная осмотрительность, при которой не были раскрыты супружеские отношения между поставщиком и высокопоставленным государственным чиновником.
Фальсификация due diligence до такой степени предполагает преднамеренное сокрытие с участием нескольких лиц - и, возможно, даже руководства высшего звена. Вот тут-то и появляется программа информирования общественности.
Хорошая программа информирования должна обеспечивать сотрудникам прямой доступ к программе комплаенса компании на случай, если руководство высшего звена будет вести себя неправомерно. Чтобы это было эффективно, сотрудники должны пройти обучение тому, как работает протокол информирования о нарушениях. Программа информаторов также должна гарантировать защиту информаторов от возмездия.
Рассмотрите случаи самоотчетов о нарушениях и устраните проблемы
Узнав об инциденте внутренней коррупции, финансовый директор должен рассмотреть возможность самоотчета. Компании, которые самостоятельно раскрывают информацию при обнаружении случаев внутренней коррупции, полностью сотрудничают с властями, а также демонстрируют, что они принимают соответствующие дисциплинарные меры, не только могут получить скидку на штрафы, но и посылают четкий сигнал о том, что коррупция не является приемлемой внутренней практикой.
Ericsson не только не отчиталась о себе, но и не смогла своевременно предоставить информацию и дисциплинировать вовлеченных лиц.
Не оказаться в похожей ситуации Вам поможет внедрённая на предприятии комплаенс-система. Национальная Ассоциация Комплаенс поможет провести внедрение быстро и грамотно. Заполняйте форму внизу экрана или звоните по телефону нашей горячей линии для коснультации с нашим специалистом.