По данным Генпрокуратуры ущерб от коррупционных преступлений за 2020 год превысил 63 млрд руб. Из них:
- 58 млрд руб. — за злоупотребление должностными полномочиями, мошенничество, присвоение, растрату;
- 3 млрд руб. — за получение взяток;
- 2,1 млрд руб. — за дачу взяток.
Также в этой статистике есть информация о том, что взятки до 10 000 руб. чаще всего берут полицейские, педагоги, сотрудники уголовно-исполнительной системы. А самыми коррупционными стали Москва, Республика Татарстан и Ставропольский край.
Наказание за получение и дачу взятки
В качестве взятки могут выступать не только деньги, но и ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, оказание различных услуг. Самая жесткая мера наказания за коррупцию для должностного лица назначается в соответствии с уголовным правом по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» или ст. 291 УК РФ «Дача взятки»:
- Штрафы в размере от 200 тыс. руб. до 5 млн руб.;
- Штрафы в размере суммы заработной платы от 2 до 5 лет или многократной суммы взятки;
- Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;
- Принудительные работы;
- Лишение свободы на срок от 3 до 15 лет.
Юридическое лицо, интересы которого представляет дающий взятку сотрудник, тоже может быть привлечено к ответственности, но к административной, в соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Компании в такой ситуации грозят многомилионные штрафы, которые могут ощутимо пошатнуть ее финансовое состояние.
Очевидно, что и организациям, и должностным лицам, задействованным в коррупционных преступлениях, светят серьезные меры наказания. Поэтому лучше предотвратить подобные риски, чем разбираться с их последствиями. Сформировать превентивную защиту можно, внедрив в бизнес систему антикоррупционного комплаенса.
Что такое антикоррупционный комплаенс?
Антикоррупционный комплаенс — это комплекс мер по обеспечению соответствия деятельности компании требованиям установленного законодательства, иным обязательным для исполнения документам регуляторов, а также создание внутри организации механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.
Борьба с коррупцией — ключевая задача компании любого масштаба из любой сферы. При формировании системы антикоррупционного комплаенса можно опираться на Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). В них Минтруд выделяет 8 ключевых принципов противодействия коррупции на предприятии:
- Соответствие политики компании действующему законодательству;
- Личный пример высшего менеджмента («тон сверху»);
- Вовлеченность персонала;
- Соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции;
- Эффективность антикоррупционных процедур;
- Неотвратимость наказания за факт коррупции;
- Открытость и прозрачность бизнеса для партнеров, контрагентов и государства;
- Постоянный контроль и мониторинг за соблюдением в компании антикоррупционных мер и положений локально-нормативных актов.
Этапы построения системы антикоррупционного комплаенса
Каждая компания должна выстраивать систему антикоррупционного комплаенса в соответствии со своими индивидуальными потребностями и задачами. Но существует несколько стандартных этапов, которые следует пройти при внедрении этого управленческого процесса:
- Определение ответственного подразделения (в идеале — создание комплаенс-отдела или введение отдельной штатной единицы комплаенс-менеджера);
- Разработка и внедрение антикоррупционной политики, включающей в себя как законодательные, так и этические принципы соответствия;
- Выявление и оценка наиболее рисковых для бизнеса зон (составление дорожной карты);
- Обучение персонала (тренинги, семинары, мастер-классы, итоговые тестирования);
- Создание телефонной «горячей» линии или соответствующего раздела на официальном сайте для возможности сообщения о факте коррупции с участием сотрудников фирмы;
- Комплаенс-аудит (внутренний и внешний) и оценка результатов проведенной работы.
Обязательными данные шаги не являются. Каждый из них требует детальной проработки с учетом специфики деятельности организации. Но с их помощью можно сделать антикоррупционный комплаенс максимально эффективным.