Внедрение эффективного антимонопольного комплаенса: советы экспертов

Внедрение эффективного антимонопольного комплаенса: советы экспертов

В России основные положения об антимонопольном комплаенсе официально закрепились только в 2020 году. Этому способствовало вступление в силу Федерального закона от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». В его терминологии антимонопольный комплаенс именуется «системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Для коммерческих компаний в отличие от государственных организаций антимонопольный комплаенс пока что является добровольным мероприятием. Целесообразность его внедрения каждая фирма должна определять для себя индивидуально.

 

Преимущества антимонопольного комплаенса

 

  • Защита по делам в сфере антимонопольного регулирования. Наличие комплаенс-системы подтверждает, что бизнес сделал все возможное, чтобы минимизировать риски возникновения нарушений, а следственно, вина его отсутствует. Но сам факт появления претензий от КНО в этой области свидетельствует о том, что в системе антимонопольного комплаенса компании есть пробелы, которые необходимо устранить;

 

  • Антимонопольный комплаенс может стать смягчающим обстоятельством при предъявлении санкций, а также повлиять на размер выписываемого штрафа в меньшую сторону, что уже довольно часто встречается на практике;

 

  • Снижение рисков для высшего менеджмента компании. Система антимонопольного комплаенса поможет доказать в суде, что выявленное нарушение произошло не по вине руководящих персон, их поведение было добросовестным. Соответственно, с них не будут взысканы убытки;

 

  • Наличие комплаенса на предприятии уменьшает внимание к его деятельности контрольно-надзорных органов. Чем ниже категория риска, тем меньше антимонопольных проверок;

 

  • Антимонопольный комплаенс повышает репутацию компании в глазах инвесторов, партнеров, контрагентов и клиентов.

 

Обязательные элементы антимонопольного комплаенса

 

Оценка антимонопольных рисков

 

Именно с этого этапа следует начинать реализацию комплаенса. Бизнесу важно понять, какие антимонопольные требования и запреты актуальны конкретно для его деятельности. То есть необходимо сформировать свои антимонопольные обязательства. В качестве правовых источников можно рассмотреть:

 

  • Закон о защите конкуренции и подзаконные акты,
  • Договор о Евразийском экономическом союзе, применимое иностранное законодательство,
  • Предписания ФАС РФ и решения судов в отношении организации,
  • Отраслевые кодексы поведения и др.

 

На начальном этапе может понадобиться внутренний аудит с привлечением сторонних независимых специалистов.

 

Выявленные риски необходимо распределить по областям и провести анализ причин и условий их возможного появления. Можно прибегнуть к ISO 31000, чтобы ранжировать риски со стороны критичности их последствий.

 

Рекомендуется раз в год проводить переоценку уже идентифицированных антимонопольных рисков и анализировать возникновение новых. Внеплановый аудит также рационален в ситуациях:

 

  • выхода компании на новые рынки,
  • трансформации бизнес-процессов,
  • структурных или стратегических изменений,
  • выявлении фактических нарушений,
  • корректировки или смены антимонопольного законодательства и т.д.

 

Формирование политики

 

Политика антимонопольного комплаенса – это основополагающий локальный документ, являющийся базой для всех последующих действий в этой области. В дальнейшем политика будет реализовываться отдельными нормативными актами. Такой вариант наиболее удобен, так как сформировать сразу единый документ по всем аспектам антимонопольного комплаенса весьма сложно и непрактично.

 

Функция политики заключается в организации комплаенс-системы. В ней должны быть закреплены:

 

  • цели, к которым стремится компания;
  • задачи, которые необходимо будет решить для достижения поставленных целей;
  • обязанности и права должностных лиц, причастных к построению и реализации новой системы.

 

Пока антимонопольные регуляторы не разработали конкретных правил для работы по комплаентным принципам, при создании политики можно прибегнуть к Методическим рекомендациям по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 26.04.2017 № 795-р. ФАС разрабатывала эти рекомендации для оборонно-промышленной сферы, но по тексту есть уточнение, что они могут применяться и для других отраслей.

 

Утвержденные меры должны носить не только формальный характер. Обязательно их практическое внедрение, иначе они не будут считаться принятыми.

 

Распределение ответственности

 

Назначение конкретного должностного лица или формирование отдела, ответственного за комплаенс, – обязательное условие. Но эти сотрудники объективно смогут взять на себя лишь часть функций. Распределить комплаенс-полномочия выгоднее всего с практической точки зрения следующим образом:

 

  • Топ-менеджмент занимается организацией системы антимонопольного комплаенса: утверждает принципы, цели и задачи, распределяет компетенции между ответственными сотрудниками, выделяет средства на необходимые ресурсы, анализирует отчеты, контролирует исполнение выявленных недостатков;

 

  • Комплаенс-специалист или комплаенс-подразделение оценивают риски, отвечают за реализацию поставленных требований и объясняют порядок их применения, организуют обучение персонала, разрабатывают проекты нормативно-правовых актов;

 

  • Начальники подразделений, в которых присутствуют антимонопольные риски, заранее выявляют эти риски, обеспечивают исполнение требований политик и актов, устраняют причины и последствия нарушений;

 

  • Сотрудники, чья деятельность связана с антимонопольными рисками, исполняют утвержденные комплаенс-требования, проходят периодическое обучение, сообщают ответственным лицам на «горячую линию» о риске или о факте произошедшего нарушения;

 

  • Отдел внутреннего аудита анализирует эффективность комплаенс-системы, дает рекомендации по ее усовершенствованию.

 

Создание инструментов для управления рисками

 

Основные механизмы, выполняющие такую функцию, должны контролировать деятельность сотрудников. Для этого важно урегулировать элементы, направленные на превентивную антимонопольную защиту. Это могут быть процедуры:

 

  • документооборота,
  • закупок,
  • заключения договоров,
  • рассмотрения жалоб,
  • общения с антимонопольными органами и т.д.

 

Также необходимо вовремя доносить до персонала вступившие в силу изменения в профильном законодательстве и проводить регулярное обучение и тестирование по антимонопольным комплаенс-принципам.

 

Немаловажную роль играет и управление взаимоотношениями с внешними юридическими лицами: должная осмотрительность при выборе контрагентов, внесение в контракты комплаенс-оговорок, гарантий, заверений и т.п.