Национальная Ассоциация Комплаенс
Основные комплаенс-риски и способы их минимизации

Основные комплаенс-риски и способы их минимизации

Комплаенс-риски – это риски появления у компании финансовых или репутационных убытков, возникающих в результате непреднамеренных или умышленных нарушений законодательства РФ, регламента внутренних документов и стандартов предприятия, этических деловых норм, касающихся ведения бизнес-деятельности.
Виды рисков

Данные нарушения могут быть осуществлены как самой организацией, так и ее отдельными сотрудниками. В ответ на них контрольно-надзорные органы могут выписать штрафы, или компания может попасть под санкции.

 

Виды комплаенс-рисков

 

  • Операционные – несоблюдение работниками или органами правления внутренних нормативных политик и правил предприятия, повлекшее за собой убытки или технические ошибки. Операционные риски могут зависеть от деятельности сотрудников либо наступать при форс-мажорных обстоятельствах.

 

  • Правовые – нарушения законодательства РФ, приводящие к разбирательствам с КНО. Катализатором для них может стать не только человеческий фактор, но и объективные пробелы в правовой системе.

 

  • Репутационные – потеря деловой репутации бизнеса из-за публикации негативной информации о нем, его персонах в СМИ или других источниках. Такие риски могут быть глобальными (например, тренд на правильное питание отрицательно скажется на работе фастфуда), корпоративными (влияющими на конкретную фирму) или локальными (сказывающимися на определенном сотруднике или группе лиц в организации).

 

Комплаенс-риски можно систематизировать и по другим группам:

 

  • Поведенческие: мошенничество, отмывание доходов, легализация денег, полученных преступным путем, злоупотребление должностными полномочиями, коррупция, конфликт интересов;
  • Регламентные: несоблюдение принятых государственных законов, стандартов отрасли, норм корпоративного поведения, требований санкций, правил деятельности на рынке ценных бумаг, политики информационной безопасности;
  • Гражданско-правовые: нарушение регламента взаимодействия с клиентами, и, как следствие, потеря их лояльности и рынков сбыта.

 

Управление рисками по системе комплаенс

 

Эта юридическая процедура должна проводиться регулярно. Самая большая опасность заключается в анализе рисков «сквозь пальцы», пропуске слабых мест деятельности и ошибках при их выявлении. По факту отсутствие детального разбора того или иного бизнес-процесса означает принятие рисков и бездействие в плане борьбы с ними.

 

Цикл управления комплаенс-рисками состоит из 4 этапов:

 

  • их выявление и оценка;
  • принятие решений о требуемых мерах по нивелированию найденных рисков;
  • отслеживание динамики ситуации;
  • корректировка действующих процедур и методик, если это необходимо.

 

Последствия от выявленных комплаенс-рисков можно классифицировать по их негативному влиянию на деятельность предприятия:

 

Уровень

опасности

Размер риска по величине убытков

Возможные последствия

1

Минимальный

Предупреждение, дисциплинарный выговор, нарушение бизнес-процессов, предъявление требований об устранении нарушений

2

Низкий

Возмещение ущерба, компенсация потерь (гражданская ответственность), утрата лояльности контрагентов (скидок, льготных условий), претензии со стороны покупателей и клиентов, повышенное внимание со стороны КНО, приостановление операций вследствие изъятия активов

3

Средний

Увеличение расходов, убытки, падение спроса, потеря рынков сбыта

4

Высокий

Административные штрафы, влияние на репутацию, арест имущества и расчетного счета, возбуждение судебных дел, уголовные расследования

5

Очень высокий

Уголовные штрафы

6

Катастрофический

Отзыв лицензии, исключение из саморегулируемой организации, приостановление права вести бизнес

 

 

Борьба с рисками с помощью комплаенс

 

Для того, чтобы обеспечить превентивную защиту бизнеса и его персон от различных рисков, компании следует внедрить систему комплаенс-контроля. Этот процесс включает в себя целый комплекс мер:

 

  • Создание комплаенс-подразделения или выделение штатной единицы комплаенс-офицера;
  • Принятие руководством пакета локальных нормативно-правовых актов относительно правил работы и обязанностей сотрудников в соответствии с принципами комплаенса;
  • Разработка концепции оценки комплаенс-рисков и ее практическое внедрение;
  • Регулярное обучение персонала по комплаенс-направлению;
  • Добавление результатов деятельности по системе комплаенс в состав ключевых показателей работы подразделений;
  • Периодическая сдача отчетов ответственных лиц высшему руководству.

 

Только совокупный подход и регулярный комплаенс-анализ деятельности смогут предостеречь компанию от негативных последствий возникших рисков. А проблему проще предотвратить, чем устранить. Поэтому позаботьтесь о защите бизнеса заранее.