Комплаенс: просто о сложном

  • 13.11.2020
Комплаенс: просто о сложном

Комплаенс (compliance) в переводе с английского означает «соблюдение соответствия». Применительно к бизнесу термин «комплаенс» – это способность действовать в соответствии с регулятивным порядком, набором правил.

Что такое комплаенс?

Комплаенс – система, обеспечивающая выявление и ликвидацию рисков несоответствия деятельности организаций и граждан нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам, рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.

Комплаенс – это часть системы управления, организующая контроль управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:

  • Законодательства;
  • Предписаний регуляторов, контролирующих организаций;
  • Правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;
  • Внутренних документов.

Комплаенс в российском законодательстве

Система регулируется перечнем документов государственного уровня.

Федеральные законы:

  • № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ст. 13.3 предусмотрен перечень мер, которые должна принимать каждая организация в борьбе с коррупцией независимо от ее формы собственности, сферы деятельности и масштаба);
  • № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»;
  • № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (об антимонопольном комплаенсе);
  • № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Отдельные статьи Уголовного, Налогового кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях.

Подзаконные акты:

Указы Президента РФ:

  • № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
  • № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»;
  • № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Акты органов исполнительной власти субъектов РФ:

  • Во исполнении Указа Президента РФ № 618 в большинстве субъектов Федерации губернаторы выпустили распоряжения о создании антимонопольного комплаенса в сфере закупочной деятельности.

Локальные нормативные акты:

  • Положение Центрального банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • Положение № 06-29/пз-н «О внутреннем контроле профессионального участника на рынке ценных бумаг», утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 г. № 6;
  • Нормативные документы, разъяснительные письма и методические рекомендации регуляторов: ФНС, МВД, Прокуратуры, Верховного суда, Банка России и др.

Что такое комплаенс на предприятии

Развитие функции комплаенс в организации складывается из следующих ее этапов:

  1. Реагирующая – комплаенс-функция только зарождается, отсутствует ответственный сотрудник;
  2. Образовывающаяся – компания имеет очерченный периметр рисков, функция распределена между подразделениями;
  3. Сформированная – выделен сотрудник, значительно расширен периметр рисков, включая имиджевые и долгосрочные;
  4. Развитая – сформировано подразделение комплаенса, рутинные комплаенс-процессы автоматизированы. Комплаенс-функция принимает участие в стратегических решениях компании.

Если рассматривать эти этапы становления более подробно, можно выделить ряд характерных для каждого из них положений:

Этап

Текущая ситуация

Что сделать, чтобы перейти к следующему этапу

1 – Реагирующая

- Комплаенс-функция только начинает свое формирование;

- В компании нет ответственного сотрудника;

- При срабатывании комплаенс-риска компания приостанавливает свою деятельность и всеми силами пытается справиться с угрозой или нивелировать последствия

- Очертить карту рисков;

- Назначить ответственных сотрудников

2 – Образовывающаяся

- Компания начинает осознавать периметр систематически срабатываемых рисков;

- Функция возложена на юридический отдел / службу безопасности и бухгалтерию;

- Цикличные риски минимизированы (но не исключены полностью);

- Импульсивные риски продолжают срабатывать с разной степенью убыточности для компании

- Подготовить документы;

- Выделить и обучить ответственного сотрудника (комплаенс-офицера);

- Доработать карту рисков с учетом импульсных и репутационных рисков;

- Запустить процесс формирования этического комплаенса

3 – Сформированная

- Генеральный директор и топ-менеджмент прошли курсы по комплаенсу;

- Появился комплаенс-офицер – специальный сотрудник с четко описанным регламентом работы и целевыми задачами;

- Комплаенс-функция описывается в регламентах работы смежных подразделений и в основных документах компании;

- Периметр рисков включает в себя не только цикличные риски, но и импульсные риски. Компания начинает задумываться над имиджевыми рисками;

- Формируются задатки этического комплаенса

- Автоматизировать функцию комплаенса;

- Увеличить штат;

- Использовать системный дью-дилидженс стратегических и тактических решений;

- В комплаенс-функцию заложить механизмы дальнейшего саморазвития

4 – Развитая

- Комплаенс-подразделение насчитывает 4-6 человек;

- Рутинные комплаенс-процессы автоматизированы;

- Комплаенс-функция принимает участие в стратегических решениях компании;

- Весь периметр рисков подконтрольный и прогнозируемый;

- Комплаенс-функция превентивно предупреждает срабатывание всех направлений рисков;

- Систематически проводится обучение для сотрудников компании, мониторится реализация норм комплаенс;

- В комплаенс-функцию заложены механизмы дальнейшего самостоятельного развития

- Системный, сторонний мониторинг функции комплаенс с целью подтверждения правильности вектора ее развития;

- Функция автоматизирована, играет огромную роль в принятии решений




Получить консультацию