Комплаенс (compliance) в переводе с английского означает «соблюдение соответствия». Применительно к бизнесу термин «комплаенс» – это способность действовать в соответствии с регулятивным порядком, набором правил.
Что такое комплаенс?
Комплаенс – система, обеспечивающая выявление и ликвидацию рисков несоответствия деятельности организаций и граждан нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам, рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.
Комплаенс – это часть системы управления, организующая контроль управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:
- Законодательства;
- Предписаний регуляторов, контролирующих организаций;
- Правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;
- Внутренних документов.
Комплаенс в российском законодательстве
Система регулируется перечнем документов государственного уровня.
Федеральные законы:
- № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ст. 13.3 предусмотрен перечень мер, которые должна принимать каждая организация в борьбе с коррупцией независимо от ее формы собственности, сферы деятельности и масштаба);
- № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»;
- № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (об антимонопольном комплаенсе);
- № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Отдельные статьи Уголовного, Налогового кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях.
Подзаконные акты:
Указы Президента РФ:
- № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
- № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»;
- № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Акты органов исполнительной власти субъектов РФ:
- Во исполнении Указа Президента РФ № 618 в большинстве субъектов Федерации губернаторы выпустили распоряжения о создании антимонопольного комплаенса в сфере закупочной деятельности.
Локальные нормативные акты:
- Положение Центрального банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
- Положение № 06-29/пз-н «О внутреннем контроле профессионального участника на рынке ценных бумаг», утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам;
- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 г. № 6;
- Нормативные документы, разъяснительные письма и методические рекомендации регуляторов: ФНС, МВД, Прокуратуры, Верховного суда, Банка России и др.
Что такое комплаенс на предприятии
Развитие функции комплаенс в организации складывается из следующих ее этапов:
- Реагирующая – комплаенс-функция только зарождается, отсутствует ответственный сотрудник;
- Образовывающаяся – компания имеет очерченный периметр рисков, функция распределена между подразделениями;
- Сформированная – выделен сотрудник, значительно расширен периметр рисков, включая имиджевые и долгосрочные;
- Развитая – сформировано подразделение комплаенса, рутинные комплаенс-процессы автоматизированы. Комплаенс-функция принимает участие в стратегических решениях компании.
Если рассматривать эти этапы становления более подробно, можно выделить ряд характерных для каждого из них положений:
Этап |
Текущая ситуация |
Что сделать, чтобы перейти к следующему этапу |
1 – Реагирующая |
- Комплаенс-функция только начинает свое формирование; - В компании нет ответственного сотрудника; - При срабатывании комплаенс-риска компания приостанавливает свою деятельность и всеми силами пытается справиться с угрозой или нивелировать последствия |
- Очертить карту рисков; - Назначить ответственных сотрудников |
2 – Образовывающаяся |
- Компания начинает осознавать периметр систематически срабатываемых рисков; - Функция возложена на юридический отдел / службу безопасности и бухгалтерию; - Цикличные риски минимизированы (но не исключены полностью); - Импульсивные риски продолжают срабатывать с разной степенью убыточности для компании |
- Подготовить документы; - Выделить и обучить ответственного сотрудника (комплаенс-офицера); - Доработать карту рисков с учетом импульсных и репутационных рисков; - Запустить процесс формирования этического комплаенса |
3 – Сформированная |
- Генеральный директор и топ-менеджмент прошли курсы по комплаенсу; - Появился комплаенс-офицер – специальный сотрудник с четко описанным регламентом работы и целевыми задачами; - Комплаенс-функция описывается в регламентах работы смежных подразделений и в основных документах компании; - Периметр рисков включает в себя не только цикличные риски, но и импульсные риски. Компания начинает задумываться над имиджевыми рисками; - Формируются задатки этического комплаенса |
- Автоматизировать функцию комплаенса; - Увеличить штат; - Использовать системный дью-дилидженс стратегических и тактических решений; - В комплаенс-функцию заложить механизмы дальнейшего саморазвития |
4 – Развитая |
- Комплаенс-подразделение насчитывает 4-6 человек; - Рутинные комплаенс-процессы автоматизированы; - Комплаенс-функция принимает участие в стратегических решениях компании; - Весь периметр рисков подконтрольный и прогнозируемый; - Комплаенс-функция превентивно предупреждает срабатывание всех направлений рисков; - Систематически проводится обучение для сотрудников компании, мониторится реализация норм комплаенс; - В комплаенс-функцию заложены механизмы дальнейшего самостоятельного развития |
- Системный, сторонний мониторинг функции комплаенс с целью подтверждения правильности вектора ее развития; - Функция автоматизирована, играет огромную роль в принятии решений |