Национальная Ассоциация Комплаенс
Тенденции развития системы комплаенс

Тенденции развития системы комплаенс

Крупные международные корпорации еще в XX веке стали задавать тренд на честное и прозрачное ведение бизнеса. В основном это было обусловлено громкими коррупционными скандалами 1960-70 гг. Сегодня компании держат в открытом доступе информацию о многих аспектах своей деятельности. А также для большей «чистоты» внедряют систему комплаенс-менеджмента.
О комплаенс простыми словами

История становления комплаенса за рубежом

 

Отправной точкой зарождения комплаенса можно считать США 1906 года. Именно тогда было создано FDA (Food and Drug Administration) – агентство Министерства здравоохранения и социальных служб, ведущее санитарный надзор за качеством продуктов питания и медикаментов. Оно стало регулятором пищевой и фармацевтической промышленности и задавало правовые принципы для компаний этих отраслей.

 

Но по-настоящему комплаенс вступил в силу в 1977 году после принятия Закона «О борьбе с коррупцией за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA), препятствовавшего даче взяток за пределами страны. Этому поспособствовал ряд громких дел, о которых мы говорили выше. В том числе небезызвестный Уотергейтский скандал 1972 года, который привел к отставке президента США Ричарда Никсона. Тогда были выявлены факты подкупа иностранных чиновников американскими организациями.

 

Помимо этого закона были созданы министерства, контролирующие различные отрасли предпринимательства. А в 1980-х гг. система комплаенса была дополнена этическими правилами ведения бизнеса.

 

Успешным примером в области комплаенса помимо США можно считать и Великобританию. Там в 2010 г. был принят Закон «О борьбе со взяточничеством» (The UK Bribery Act – UKBA). Он так же, как и FCPA имеет экстерриториальное действие, т. е. его юрисдикция распространяется и за пределы государства.

 

А как у нас?

 

Комплаенс в РФ совсем молод по сравнению с зарубежными практиками. Первым отечественным комплаенс-регулятором стал Банк России. Он закрепил статус этой системы для финансового сектора в Указании № 603-У от 07.07.1999 г. «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» (утратил силу в 2004 г.).

 

Подробно же функция комплаенса в банковской сфере была раскрыта только в письме ЦБ РФ «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» от 02.11.2007 г. № 173-Т.

 

Постепенно комплаенс стал выходить за границы финансовой отрасли. В 2013 г. в ФЗ РФ № 273 «О противодействии коррупции» были внесены поправки. После их вступления в силу, российские организации независимо от сферы своей деятельности стали обязаны разрабатывать и внедрять меры по борьбе с коррупцией, что является одним из ключевых элементов системы комплаенс и важным показателем для контроля рисков.

 

Для России комплаенс – стратегически важное направление. Это подтверждает подписанный Президентом Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ», вступивший в силу 12 марта 2020 г. Он ввел и утвердил на государственном уровне понятие и основные элементы антимонопольного комплаенса.

 

Что будет дальше?

 

Изначально система комплаенса внедрялась для защиты компаний от контрольно-надзорных органов. Затем – по указаниям регулятора. Теперь бизнес приходит к осознанию, что комплаенс – это больше, чем просто требование сверху. Это «спасательный круг» в море финансовых, налоговых, репутационных, коррупционных и прочих рисков.

 

Качественное развитие системы комплаенс возможно благодаря действиям, которые сейчас в нашей стране находятся в зачаточном состоянии, но будут все более активно прогрессировать в будущем:

 

  • Рост инвестиций в автоматизацию превентивных бизнес-процессов;
  • Создание отдельной штатной единицы для выполнения обязанностей комплаенс-менеджера;
  • Регулярное обучение персонала правилам работы по системе комплаенс;
  • Переход комплаенс-офицера / комплаенс-отдела в прямое подчинение совету директоров или региональной службы комплаенс;
  • Выделение специализированных рабочих групп по проведению финансовых расследований;
  • Трансформация комплаенс-культуры и деловой этики из формальной обязанности в стиль ведения бизнеса.

 

Конечно, развитие этих трендов будет варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждой компании (сферы ее деятельности, уровня развития, подходов к управлению и т.д.). Но в целом нынешняя положительная тенденция повсеместного внедрения комплаенс-системы дает большие шансы на осознанное законопослушное будущее.