Политика дарения подарков

  • 04.12.2020
Политика дарения подарков

Национальная Ассоциация Комплаенс 1 декабря 2020 г. провела вебинар на тему «Политика дарения подарков». На этом вебинаре мы обсудили актуальный вопрос, особенно в преддверии новогодних праздников: по каким правилам дарить подарки, чтобы не нарушить закон и не привлечь к ответственности ни себя, ни принимающую подарок сторону?

Национальная Ассоциация Комплаенс 1 декабря 2020 г. провела вебинар на тему «Политика дарения подарков». На этом вебинаре мы обсудили актуальный вопрос, особенно в преддверии новогодних праздников: по каким правилам дарить подарки, чтобы не нарушить закон и не привлечь к ответственности ни себя, ни принимающую подарок сторону?

Спикер вебинара – президент НАК Балакин Владимир Валерьевич – рассказал о том, как регулируется дарение подарков в крупных компаниях. Среди топ-10 организаций по рейтингу крупнейших компаний страны «Эксперт-400» положения, регламентирующие дарение подарков, присутствуют у 10 организаций, но не в виде отдельного документа (Политики), а в составе Положения об антикоррупционной деятельности или в Кодексе деловой этики.

Также на вебинаре рассмотрели стандартную структуру Политики дарения подарков, которая может включать в себя следующие пункты:

  • Введение (для чего нужна Политика);
  • Цель (изложить принципы компании);
  • Область применения (на кого распространяется действие);
  • Ответственность / несоблюдение (описание видов ответственности: от дисциплинарной до уголовной на персону и административной на фирму);
  • Элементы Политики:
  1. Принципы принятия подарков и приглашений на развлекательные мероприятия (критерии допустимого и недопустимого);
  2. Принципы принятия поездок, оплаты жилья и т.п.;
  3. Условия дарения подарков государственным служащим;
  4. Представительские мероприятия / проявления гостеприимства;
  5. Условия предоставления поездок государственным служащим;
  6. Процедура уведомления о подарках и развлекательных мероприятиях.

Соблюдение положений Политики является проявлением должной осмотрительности. При этом выделяют несколько разновидностей подарков:

  • Материальные: сувенирная продукция (ручки, кружки, флешки, бытовые предметы с логотипом компании), цветы, кондитерские изделия, а также крупные подарки такие, как автомобиль, недвижимость, антиквариат и т.п.;
  • Нематериальные: услуга, обещание подарить в будущем, билеты на общественное мероприятие, оплата отдыха или развлечений, оплата транспортных расходов;
  • Деньги, ценности: скидки (услуга материального характера), скидочная или подарочная карта, ювелирные украшения, ценные бумаги, денежные средства (наличные, безналичные).

На практике в качестве «правильных» подарков обычно выступают:

  • Материальные ценности (сувениры с логотипом организации как часть рекламы или по случаю праздничной даты);
  • Приглашения на мероприятия (в рамках официального приема, профессионального собрания, событий, направленных на укрепление делового партнерства).

Эти подарки могут быть адресованы деловым партнерам по важному / памятному случаю, сотрудникам организации в качестве поощрения труда, клиентам в рамках рекламного проекта.

А вот категорически неприемлемы следующие виды бонусов:

  • Мероприятия, расцениваемые как чрезмерно пышные в контексте делового повода;
  • Развлечения непристойного характера или какие-либо мероприятия с содержанием эротики или непристойного поведения;
  • Развлекательные мероприятия, которые, как известно гостю, запрещены в организации приглашающего;
  • Развлекательные мероприятия, запрещенные руководством местных подразделений;
  • Подарки, предметом которых являются запрещенные законодательством РФ объекты.

В качестве примеров удачных Политик были рассмотрены выдержки из локально-нормативных актов крупнейших российских компаний (РЖД, Роснефть, ВТБ).

На вебинаре «красной нитью» проходила мысль о том, что безвозмездность – основной признак, отличающий подарок от взятки. Подарки и проявления гостеприимства не должны оказывать влияния на процессы принятия деловых решений, создавать видимость такого влияния и приводить к фактическим или предполагаемым конфликтам интересов.

Необдуманные действия могут привести к обвинению в получении / дачи взятки или посредничестве во взяточничестве. Определение самой взятки и ответственности за ее получение прописаны в УК РФ. Дарение (получение) подарка свыше установленной организацией суммы следует согласовывать с руководителем и внимательно рассматривать все риски, чтобы избежать их наступления.

Также необходимо правильное оформлять дарение:

  • Договор дарения должен в обязательном порядке заключаться в письменной форме, если стоимость подарка превышает 3 000 руб. и дарителем выступает юридическое лицо (п. 2 ст. 574 ГК РФ);
  • Если подарок вручается конкретному физическому лицу и его стоимость превышает 4 000 руб., то при его передаче организация становится налоговым агентом по НДФЛ;
  • НДФЛ не исчисляется, если подарок вручается не конкретному физическому лицу, а организации в целом.
  • Подарок дороже 3 000 руб. выглядит как коммерческий подкуп или взятка, за которые предусмотрены следующие наказания:
  • Коммерческий подкуп – штраф до 400 000 руб. или лишение свободы до 2 лет (ст. 204 УК РФ);
  • Взятка – штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до 3 лет (ст. 291 УК РФ).

Обзор судебных практик, шаги по внедрению Политики дарения подарков, практические советы от эксперта, ответы на «живые» вопросы коллег и множество других важных подробностей по теме вы можете узнать, посмотрев запись вебинара на нашем официальном YouTube-канале.




Получить консультацию