Национальная Ассоциация Комплаенс
Неформальные лидеры и комплаенс-культура организации

Неформальные лидеры и комплаенс-культура организации

Комплаенс-культура является базовым элементом успешной деятельности компании. Она оказывает большое положительное влияние на финансовую и репутационную стабильность бизнеса, этичность деловой среды и ответственность сотрудников за их действия. За эффективность системы комплаенса в первую очередь отвечает «тон сверху»: если высший менеджмент придерживается в своей работе комплаентных принципов, то с большей вероятностью и весь персонал будет двигаться в этом направлении.

Однако на практике не всегда бывает все так однозначно. И здесь на помощь официальному руководству могут прийти неформальные лидеры организации.

 

Кто такой неформальный лидер?

 

В идеальной бизнес-среде лидер и руководитель организации – это одно и то же должностное лицо. Но на деле часто встречаются исключения. Еще Теодор Рузвельт говорил о том, что «лидер ведет за собой, а босс управляет». То есть в реальности эти «звания» могут носить разные люди.

 

Неформальным лидером может стать и менеджер среднего звена, и рядовой сотрудник. Он необязательно должен иметь руководящую должность. Здесь главное не иерархическое положение на карьерной лестнице, а набор soft skills, жизненный опыт, компетенции и авторитет среди всего коллектива.

 

Как правило, неформальное лидерство зарождается стихийно и становится неким символом сплоченности персонала. Можно выделить следующие сценарии возникновения данного корпоративного феномена:

 

  • Неформальное лидерство формируется при стечении благоприятных обстоятельств для конкретного сотрудника;
  • Лидеры сменяются за счет появления новых работников в коллективе, либо при смене формального лидера – руководителя;
  • В компании может образоваться несколько неформальных лидеров, имеющих общие взгляды и продуктивно взаимодействующих между собой;
  • Некоторые неформальные лидеры стремятся официально занять главные позиции в фирме. В такой ситуации они или остаются «серыми кардиналами», или начинают негативно влиять на авторитет действующего менеджмента и на компанию в целом.

 

Если лидерство и управление на предприятии все-таки разделяются между руководителем и рядовым сотрудником, то задача грамотного менеджера заключается в выстраивании продуктивных отношений с этим самым неформальным лидером. Конфликты и состязания за «пальму первенства» в данном случае могут только подорвать положение управленца и стабильность всей компании.

 

Отличительные особенности неформальных лидеров

 

В связи с тем, что неформальный «предводитель» может быть как большим плюсом для руководителя, так и серьезной помехой, его потенциалом нужно уметь управлять. Для этого необходимо четко оценить роль такого лидера в коллективе и понять его социально-психологические особенности.

 

Неформальным лидерам свойственны следующие характеристики:

 

  • Легко налаживают контакты с любыми людьми, подбирая при этом самый выгодный способ коммуникации;
  • «Замыкают» на себе основные потоки информации в компании (знают абсолютно обо всем, что происходит);
  • Быстро подстраиваются под изменения в корпоративной среде. Отсюда следует их возможность мощного влияния на сотрудников, касаемо поддержания комплаенс-культуры.

 

Выделяется два основных вида неформальных лидеров: конструктивные и деструктивные.

 

  • Первые положительно воздействуют на коллектив и на работу организации в целом. Они инициативны, трудятся на благо общих интересов, в том числе в области комплаенс-культуры. Конструктивных неформальных лидеров важно поощрять и мотивировать. Наличие такого сотрудника – большой плюс для компании;
  • Вторые же устраивают «бунт на корабле»: перечат решениям руководства, подрывают авторитет топ-менеджмента, занижают уровень эффективности работоспособности сотрудников и т. п. Деструктивного неформального лидера можно попробовать перевести в нужное русло, приблизив его к управленцу. Возможно, он посмотрит на работу руководителя другим взглядом.

 

Роль неформального лидера в построении комплаенс-культуры

 

Неформальный лидер может эффективно дополнять внедрение политики комплаенса в корпоративные массы. Своим примером он будет повышать вовлеченность персонала в новые условия работы, помогать сотрудникам советами. Если неформальный лидер, как и официальный руководитель, действительно заинтересован в развитии комплаенс-культуры, то у него обязательно получится настроить на нужный лад остальной коллектив.

 

Самым надежным способом внедрения комплаентных принципов в практику работы персонала является коммуникация «face-to-face». То есть общение при прямом визуальном или аудиоконтакте. Такой подход в отличие от взаимодействия через технические средства связи более результативен, а значит, даст максимальный эффект для закрепления комплаенс-культуры в организации.

 

На самом деле унифицированного плана взаимодействия руководства с неформальным лидером не существует. Каждую ситуацию необходимо рассматривать в индивидуальном порядке. Но сегодня именно инвестиции в межличностные отношения являются одним из ключевых факторов успеха деятельности компании и дают реальную выгоду в перспективе. Поэтому управленцу необходимо отслеживать настроения в коллективе и оперативно реагировать на возникновение неформальных лидеров, направляя их потенциал на благо организации.