Оставить заявку

Инвестиционный комплаенс: интервью президента НАК Балакина В.В. Агентству инвестиционного развития Республики Татарстан

  • 05.02.2021
Инвестиционный комплаенс: интервью президента НАК Балакина В.В. Агентству инвестиционного развития Республики Татарстан

Президент Национальной Ассоциации Комплаенс Балакин Владимир Валерьевич дал интервью YouTube-каналу InvestTatarstan. В разговоре с Талией Ильгизовной Минуллиной, руководителем Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан, обсудили, что такое комплаенс, и чем он и НАК могут быть полезны для предпринимателей и инвесторов нашей страны.

Что такое комплаенс?

Термин «комплаенс» в переводе с английского означает «соблюдение, соответствие».
Ежедневно и физические, и юридические лица должны соответствовать большому количеству правил, норм, законов, подзаконных актов — все это порождает огромную регулятивную среду. Она очень сильно давит на тех, кто не знает или не понимает правил «игры». Для тех же, кто разобрался, все эти требования лишь помогают оставаться в безопасности и чувствовать себя защищенно.

Чем занимается НАК?

Национальная Ассоциация Комплаенс курирует и развивает данное направление с 2012 года. В наше экспертное сообщество входят компании с компетенциями юристов, адвокатов, аудиторов, риск-менеджеров. Сейчас НАК насчитывает более 150 экспертов и экспертных организаций.
Наша задача — популяризировать комплаенс в нашей стране. Комплаенс за рубежом появился в 1977 году в США. В Россию же он пришел только примерно в 2008 г., когда у нас возникло коррупционное дело по автомобилестроительному концерну Daimler Chrysler.
Сейчас же все компании, стремящиеся выйти на иностранный рынок или на биржу (в соответствии с американским федеральным Законом Сарбейнза — Оксли, имеющим экстерриториальное действие), обязаны внедрить в свою систему управления комплаенс.

Результатами работы НАК являются следующие направления:

  • Формирование экспертной базы специалистов в сфере комплаенс;
  • Ведение образовательной деятельности: бесплатные вебинары на YouTube-канале, курсы повышения квалификации, на базе МГУ им. М.В. Ломоносова есть Научно-образовательный центр Комплаенс;
  • В процессе создание Стандарта профессиональной деятельности специалистов в сфере комплаенс с Министерством труда и социальной защиты РФ;
  • Уже сформированы стандарты «Система комплаенс в России» и «Антикоррупционный комплаенс в России», нормативный проектный документ «Комплаенс в финансовой сфере»;
  • Трансформация зарубежного комплаенса на российское пространство.
Комплаенс сейчас — это новая деловая экосреда. Без него предприятие может даже не осознавать существующие критические и катастрофические риски. Поэтому каждой организации независимо от ее размера нужен превентивный комплаенс-иммунитет.

С чего компании начать внедрение комплаенса?

Россия занимает третье место в мире (после США и Китая) по цифровому мониторингу за бизнесом: например, налоговая видит всю цепочку поставщиков любой компании до 9-10 звена. В нашей стране идет глобальная реформа цифровизации и автоматизации контрольно-надзорных органов с применением искусственного интеллекта и Big Data.
Национальной Ассоциацией Комплаенс выделено 22 комплаенс-направления:
  • Антимонопольный,
  • Налоговый,
  • Антикоррупционный,
  • \Лицензионный,
  • Банковский,
  • Страховой,
  • Инвестиционный комплаенс,
  • Экологический,
  • В сфере закупок,
  • Трудовой и др.
Применять сразу все виды комплаенса нет необходимости. К выбору нужно подходить взвешенно и только проанализировав все нюансы. Ведь бизнес создан не для того, чтобы заниматься исключительно комплаенсом, а чтобы знать и понимать путь развития и роста прибыли, но при этом, минимизировав все возможные риски.
НАК разработала продукт «Комплаенс START» специально для тех организаций, которые только собираются внедрить у себя комплаенс. Он представляет собой комплект из 19 базовых документов на бумажном и электронном носителе, которые должны быть у компании. Соблюдение принципов этих документов позволит самостоятельно выстроить систему работы в соответствии с данной концепцией.

Какие требования к комплаенсу предъявляют иностранные инвесторы?

Как говорят за рубежом, комплаенс и инвестиции — это must have. Есть четкие стандарты требований, которые разработала Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD).
Каждый инвестор интересуется, насколько прозрачна та компания, куда он хочет вложить деньги. Поэтому так важно вести деятельность в соответствии с правилами комплаенс. Также важна этичная внутрикорпоративная культура:
  • «Нулевая толерантность» к коррупции;
  • Понимание ответственного ведения бизнеса в соответствии с должной осмотрительностью;
  • Обучение персонала комплаенс-стандартам;
  • Высокая деловая репутация и т.п.
Все подробности по теме инвестиционного комплаенса, а также примеры реальных кейсов и рекомендации эксперта смотрите в записи интервью на нашем официальном YouTube-канале Национальной Ассоциации Комплаенс.
 



Получить консультацию