Эффективность антимонопольного комплаенса

Эффективность антимонопольного комплаенса

Антимонопольный комплаенс — это комплекс правовых и организационных мер, направленных на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и создания превентивной защиты от его нарушения. Сегодня все больше руководителей и собственников бизнеса понимают, что комплаенс — не просто актуальный тренд, а важнейшая составляющая системы управления.

Как это работает?

Бесплатная консультация

Эффективность антимонопольного комплаенса

Антимонопольный комплаенс — это комплекс правовых и организационных мер, направленных на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и создания превентивной защиты от его нарушения. Сегодня все больше руководителей и собственников бизнеса понимают, что комплаенс — не просто актуальный тренд, а важнейшая составляющая системы управления.

Организация в своей деятельности может сталкиваться с различными процессами, влекущими риски нарушения антимонопольного законодательства. К таким действия относятся участие в торгах, заключение соглашений, реклама и т.д. Давайте на примерах (кейсах) рассмотрим, какую опасность для бизнеса несет несоблюдение правил антимонопольного регулятора.

К чему ведет нарушение антимонопольного комплаенса?

Допустим, на официальном сайте компании написано, что она «№1» в своей отрасли, предлагает «лучшие условия сотрудничества» и «самые выгодные цены». Все это имеет место быть, но только при наличии объективных тому подтверждений. Если же у фирмы нет прямых доказательств ее лидерства, то встает вопрос о недобросовестной конкуренции, которая влечет за собой штрафы. Также помимо финансового ущерба есть риски репутационных потерь: потребители, как правило, скептично относятся к чрезмерно восхваляющим себя компаниям.

Или, например, организация постоянно участвует в госзакупках и торгах. Специалист по тендерам для получения большей прибыли решил договориться с конкурентом о разделе закупок. Нужно иметь в виду, что даже если обсуждение сговора не привело к результатам (контракт не был заключен и не была получена прибыль), только наличие подобной переписки уже грозит штрафом до 50% от стоимости торгов. А превышение определенного ценового уровня — уголовной ответственностью за нарушение антимонопольного законодательства.

Эти примеры наглядно показывают, что установленные требования нарушают конкретные сотрудники, а расплачивается за них вся организация. Избежать подобных рисковых ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.

Что дает антимонопольный комплаенс?

Антимонопольный комплаенс — это не просто локальный нормативно-правовой акт. В первую очередь, это грамотно выстроенная система, позволяющая придерживаться его принципов. Создается своего рода внутренний антимонопольный орган, следящий за деятельностью своей же компании. Он позволяет избегать разбирательств с контрольно-надзорными органами, финансовых и репутационных потерь, помогает распределять время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.

Сама Федеральная антимонопольная служба также заинтересована во внедрении комплаенса в организациях. Связано это с тем, что утвержденная система соответствия повышает уровень правовой культуры компании и снижает количество нарушений благодаря самоконтролю. Как следствие, нагрузка на антимонопольные органы уменьшается.

Конечно, комплаенс не дает 100% гарантии отсутствия нарушений. Но он способен заранее их обнаружить, предотвратить риски или, хотя бы, минимизировать негативные последствия и смягчить ответственность.

Также к преимуществам антимонопольного комплаенса можно отнести:

  • Повышение инвестиционной привлекательности бизнеса;
  • Защита (адвокатирование) конкуренции;
  • Повышение репутации на рынке.

Закон об антимонопольном комплаенсе

После многолетних дискуссий был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"». В нем, наконец-то, был официально закреплен термин, равнозначный антимонопольному комплаенсу.

«Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства — совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения».

ФЗ № 33 включил в себя только минимальные требования к антимонопольному комплаенсу.

С чего начать внедрение эффективного антимонопольного комплаенса?

В первую очередь, необходимо провести антимонопольный аудит, который позволит оценить возможные риски бизнеса:

  1. Определить актуальные для деятельности компании требования антимонопольного законодательства;
  2. Оценить существующие угрозы, исходя из распространяющихся на организацию требований;
  3. Рассчитать возможные негативные последствия при наступлении выявленных рисков;
  4. Провести опрос, обучение и тестирование персонала по предотвращению антимонопольных нарушений.

Именно результаты антимонопольного аудита позволят определиться с четкой стратегией выстраивания антимонопольного комплаенса, который будет нести не только формальную функцию «для галочки», но и станет эффективной системой соответствия законодательным требованиям.

Остались вопросы?

Задать вопрос