Антикоррупционный комплаенс: контроль процессов в организации

  • 11.03.2021
Антикоррупционный комплаенс: контроль процессов в организации

По данным Генпрокуратуры ущерб от коррупционных преступлений за 2020 год превысил 63 млрд руб. Из них:

  • 58 млрд руб. — за злоупотребление должностными полномочиями, мошенничество, присвоение, растрату;
  • 3 млрд руб. — за получение взяток;
  • 2,1 млрд руб. — за дачу взяток.

Также в этой статистике есть информация о том, что взятки до 10 000 руб. чаще всего берут полицейские, педагоги, сотрудники уголовно-исполнительной системы. А самыми коррупционными стали Москва, Республика Татарстан и Ставропольский край.

Наказание за получение и дачу взятки

В качестве взятки могут выступать не только деньги, но и ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, оказание различных услуг. Самая жесткая мера наказания за коррупцию для должностного лица назначается в соответствии с уголовным правом по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» или ст. 291 УК РФ «Дача взятки»:

  • Штрафы в размере от 200 тыс. руб. до 5 млн руб.;
  • Штрафы в размере суммы заработной платы от 2 до 5 лет или многократной суммы взятки;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;
  • Принудительные работы;
  • Лишение свободы на срок от 3 до 15 лет.

Юридическое лицо, интересы которого представляет дающий взятку сотрудник, тоже может быть привлечено к ответственности, но к административной, в соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Компании в такой ситуации грозят многомилионные штрафы, которые могут ощутимо пошатнуть ее финансовое состояние.

Очевидно, что и организациям, и должностным лицам, задействованным в коррупционных преступлениях, светят серьезные меры наказания. Поэтому лучше предотвратить подобные риски, чем разбираться с их последствиями. Сформировать превентивную защиту можно, внедрив в бизнес систему антикоррупционного комплаенса.

Что такое антикоррупционный комплаенс?

Антикоррупционный комплаенс — это комплекс мер по обеспечению соответствия деятельности компании требованиям установленного законодательства, иным обязательным для исполнения документам регуляторов, а также создание внутри организации механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.

Борьба с коррупцией — ключевая задача компании любого масштаба из любой сферы. При формировании системы антикоррупционного комплаенса можно опираться на Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). В них Минтруд выделяет 8 ключевых принципов противодействия коррупции на предприятии:

  1. Соответствие политики компании действующему законодательству;
  2. Личный пример высшего менеджмента («тон сверху»);
  3. Вовлеченность персонала;
  4. Соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции;
  5. Эффективность антикоррупционных процедур;
  6. Неотвратимость наказания за факт коррупции;
  7. Открытость и прозрачность бизнеса для партнеров, контрагентов и государства;
  8. Постоянный контроль и мониторинг за соблюдением в компании антикоррупционных мер и положений локально-нормативных актов.

Этапы построения системы антикоррупционного комплаенса

Каждая компания должна выстраивать систему антикоррупционного комплаенса в соответствии со своими индивидуальными потребностями и задачами. Но существует несколько стандартных этапов, которые следует пройти при внедрении этого управленческого процесса:

  • Определение ответственного подразделения (в идеале — создание комплаенс-отдела или введение отдельной штатной единицы комплаенс-менеджера);
  • Разработка и внедрение антикоррупционной политики, включающей в себя как законодательные, так и этические принципы соответствия;
  • Выявление и оценка наиболее рисковых для бизнеса зон (составление дорожной карты);
  • Обучение персонала (тренинги, семинары, мастер-классы, итоговые тестирования);
  • Создание телефонной «горячей» линии или соответствующего раздела на официальном сайте для возможности сообщения о факте коррупции с участием сотрудников фирмы;
  • Комплаенс-аудит (внутренний и внешний) и оценка результатов проведенной работы.

Обязательными данные шаги не являются. Каждый из них требует детальной проработки с учетом специфики деятельности организации. Но с их помощью можно сделать антикоррупционный комплаенс максимально эффективным.




Получить консультацию