Актуальные виды комплаенса в 2020 году

Актуальные виды комплаенса в 2020 году

Как показывает практика, грамотно выстроенная система комплаенса в организации надежно защищает ее от нарушений законодательства, финансовых хищений, коррупции. На сегодня существует около 140 видов комплаенса. Эта цифра лишний раз доказывает его востребованность и эффективность для бизнеса.

В зависимости от того, какие риски свойственны для определенной компании, необходимо подбирать «точечные» комплаенс-системы. Но среди всего многообразия их видов можно все же выделить наиболее универсальные и распространенные.

 

Антикоррупционный комплаенс

 

Его основная цель – превентивная защита от злоупотребления должностными полномочиями своего же персонала. Их действия и принимаемые решения ни прямо, ни косвенно не должны идти во вред компании.

 

Антикоррупционный комплаенс функционирует на основании локальных документов фирмы. Каждое предприятие, чтобы предотвратить сотрудничество с недобросовестными и рисковыми контрагентами, обязано разработать и внедрить специальные внутренние регламенты. В них необходимо прописать действия, которые должны выполнять ответственные лица, чтобы удостовериться в благонадежности контрагента.

 

Также в регламентах важно закрепить алгоритмы, по которым следует проводить проверку потенциального партнера и вести с ним диалог, чтобы не допустить возникновения коррупционных рисков.

 

Антикоррупционный комплаенс позволяет не только вести деятельность в соответствии с требованиями головной фирмы холдинга или актуальным законодательством, но и дает возможность обнаружить факты коррупции внутри самой компании. Это относится, например, к подделке счетов, которая занимает третье место в мире по частоте среди противоправных нарушений.

 

Санкционный комплаенс

 

Он необходим, если корпорация ведет бизнес в разных странах, одна из которых входит в санкционный список.

 

Изначально санкционный комплаенс появился в США: компании хотели уберечь себя от рисков сотрудничества с фирмами, находящимися под какими-либо межгосударственными ограничениями. В России же специфика этой системы отличается.

 

Так, например, в соответствии с нашим законодательством юридическое лицо не может отказаться от сотрудничества с какой-либо организацией из Крыма только на основании ее санкционной территориальной принадлежности. Но если это юрлицо входит в международную группу компаний, то ему следует избегать таких контрагентов, так как санкционные риски для «верхушки» ГК будут слишком высоки.

 

Тщательно продуманная система комплаенса позволяет прописать в локальных документах такие действия сотрудников, которые одновременно будут соответствовать и российскому законодательству, и блокировать «опасных» контрагентов.

 

Налоговый комплаенс

 

Именно с него началось внедрение комплаенса как услуги в компаниях. Успех налоговых органов в раскрытии многих дел заставил бизнес задуматься о проверке своей деятельности через призму комплаенса. Ее целью было, как минимум, понять, к чему готовиться в случае прихода налоговой, а как максимум – исправить имеющиеся недочеты и нарушения.

 

По своей сути налоговый комплаенс – это добровольный налоговый аудит. Он оценивает налоговые риски, налоговое бремя хозяйственных операций и отдельных сделок. Также помогает подстроить бизнес-процессы под регулярно меняющиеся нормативно-правовые документ ФНС и Минфина.

 

Еще одним элементом налогового комплаенса является анализ и прогнозирование последствий и рисков при различных сценариях сделок. Эта функция позволяет разработать несколько альтернативных вариантов, благодаря которым удается сэкономить на налогах или минимизировать налоговые риски.

 

Налоговый комплаенс бывает:

 

  • Текущий: юристы компании регулярно проверяют договоры. Но в дополнении к постоянному комплаенсу иногда может понадобиться разовый. Под этим термином подразумевается комплаенс конкретной сделки или операции, чтобы до их проведения заранее оценить всевозможные последствия, включить или наоборот удалить из контракта какие-либо пункты, сделав его максимально выгодным для своей стороны;
  • Периодический: детально рассматривается определенный этап работы фирмы. Лучше всего проводить периодический комплаенс за последние 4 года, так как именно этот срок попадает в зону налоговой проверки;
  • Проектный: актуален перед продажей бизнеса, когда владелец компании хочет удостовериться, что все в порядке, и вывести организацию на финишную прямую к сделке. Также проектный налоговый комплаенс требуется обратной стороне – покупателю, который перед приобретением бизнеса проводит процедуру дью-дилидженс, то есть детально мониторит и анализирует все его бизнес-процессы и выявляет возможные риски;
  • Постфактический: нужен в том случае, когда сделка полностью завершена. Подразумевает собой проверку всей итоговой документации и купирование рисков «на берегу». Это важно сделать, так как некоторые риски могло быть не видно в процессе подготовки к сделке.

 

Трудовой комплаенс

 

Трудовое право в России развивается и видоизменяется семимильными шагами. Постоянно издаются новые законы, регулярно вносятся поправки в имеющиеся. Все это часто вызывает у работодателей вопросы, касаемо грамотного правового регулирования трудовых отношений.

 

Эксперты рекомендуют внедрять трудовой комплаенс в компаниях, штат которых начинается от 200 человек. В таком случае конфликты с работниками сложно урегулировать своими силами, а процессы кадрового администрирования и охраны труда требуют регулярного мониторинга. Комплаенс же будет способствовать контролю соблюдения трудового права как со стороны персонала, так и от руководства.

 

На практике система трудового комплаенса может функционировать в нескольких вариантах:

 

  • Распределить должностные обязанности между hr-отделом, юристами и службой охраны труда;
  • Возложить комплаенс-контроль на линейных руководителей;
  • Создать отдельное комплаенс-подразделение, которое будет курировать исключительно аспекты этой системы;
  • Привлечь сторонних специалистов, что также является эффективным методом внедрения трудового комплаенса.

 

Банковский комплаенс

 

Каждая компания при взаимодействии с банками обязана соответствовать требованиям валютного и антиотмывочного законодательства, чтобы не рисковать блокировкой счетов. Важно знать, когда и куда можно переводить деньги и предоставлять все отчетные документы о проведенных операциях. Иначе можно получить штраф, зачастую в достаточно крупном размере.

 

При банковских запросах необходимо давать подробные пояснения: из чего складывается сделка, почему в результате получается такая сумма и т.д. В случае сокрытия информации или предоставления неверных данных фирме грозит наказание: от блокировки конкретной операции до занесения юридического лица в черный список банка.